ИНТЕЛРОС > №32, 2013 > К феноменологии фотографии

Леонид Чернов
К феноменологии фотографии


28 октября 2013

<!--[if !supportLists]-->1.   <!--[endif]-->Фотокамера становится неотъемле­мой принадлежностью настоящего. Фотогра­фируют дети, студенты, пенсионеры, туристы, профессионалы и дилетанты. Фотографируют всюду: на улице, в студиях, на праздниках, тор­жествах, интимно и публично, открыто и тай­но. Современная культура, отмечают филосо­фы, приобрела инстинкт фотографирования, который сопровождает каждое мало-мальски значимое событие в жизни человека и без фо­токамеры сегодня не обходится ни детский утренник, ни счастливая свадьба, ни пикник с друзьями и рыбалкой. Забыть фотоаппарат в туристическую поездку, значит поставить под сомнение само ее (поездки) бытие. Фотоизоб­ражение как алиби юридически подтверж­дает — событие случилось, мелочи и нюансы зафиксированы, ракурсы отсняты, память на­дежно вооружена. Мы здесь были.

<!--[if !supportLists]-->2.   <!--[endif]-->Две иллюзии, помимо прочих, при­сущи фотографии изначально — иллюзия до­стоверности и иллюзия того, что снимаемая вещь какая-то особенная. От того, что мы осоз­наем их именно как иллюзии, они не переста­ют действовать и удивлять нас. Зритель готов обманываться и постоянно забывать об обма­не. Подлинное и необманываемое забывается сложнее, поэтому его лучше и не вспоминать совсем. Но если бы фотографы снимали толь­ко что-то действительно стоящее и уникаль­ное, их было бы куда меньше, чем сейчас и их снимки ценились бы очень дорого. Но и сама фотография как мировоззрение была бы дру­гой.

 


Вернуться назад