Журнальный клуб Интелрос » Альманах "Русский мир и Латвия" » №32, 2013
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Фотокамера становится неотъемлемой принадлежностью настоящего. Фотографируют дети, студенты, пенсионеры, туристы, профессионалы и дилетанты. Фотографируют всюду: на улице, в студиях, на праздниках, торжествах, интимно и публично, открыто и тайно. Современная культура, отмечают философы, приобрела инстинкт фотографирования, который сопровождает каждое мало-мальски значимое событие в жизни человека и без фотокамеры сегодня не обходится ни детский утренник, ни счастливая свадьба, ни пикник с друзьями и рыбалкой. Забыть фотоаппарат в туристическую поездку, значит поставить под сомнение само ее (поездки) бытие. Фотоизображение как алиби юридически подтверждает — событие случилось, мелочи и нюансы зафиксированы, ракурсы отсняты, память надежно вооружена. Мы здесь были.
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Две иллюзии, помимо прочих, присущи фотографии изначально — иллюзия достоверности и иллюзия того, что снимаемая вещь какая-то особенная. От того, что мы осознаем их именно как иллюзии, они не перестают действовать и удивлять нас. Зритель готов обманываться и постоянно забывать об обмане. Подлинное и необманываемое забывается сложнее, поэтому его лучше и не вспоминать совсем. Но если бы фотографы снимали только что-то действительно стоящее и уникальное, их было бы куда меньше, чем сейчас и их снимки ценились бы очень дорого. Но и сама фотография как мировоззрение была бы другой.