ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > Сакральная география в геополитическом контексте

Василий Ванчугов
Сакральная география в геополитическом контексте


29 июня 2015

Доктор философских наук, профессор кафедры истории русской философии философского
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, участник проекта Русская Idea (www.politconservatism.ru)

Крым сегодня не только обозначение территории, но и непременная «фигура речи» актуальной политики, где еще не все смирились с фактом его воссоединения с Россией. Как полуостров он имеет отношение к географии, как полемическая «фигура речи» — отражает ситуацию в геополитике. Но в свете последних событий значение Крыма проявляется еще и в контексте особого рода. Необходимо рассмотреть Крым сквозь призму историософии (философии истории), где принимаются в расчет и метафизические основания. Контуры пространства, запечатлеваемые на картах, меняются в зависимости от политических или религиозных точек зрения. Последняя формирует сакральную географию. Так принятие христианства не тол ко определяет контуры нашей сакральной географии, но и объясняет последующие метаморфозы политической карты. Каждая из мировых религий дает свое представление о земном пространстве, опираясь на почитание священного, соотнося те или иные объекты на культурном ландшафте с категориями священного, а возникающие со временем «святые места» и есть основные элементы сакральной географии. В силу этого географические объекты получают статус священных, и среди них — Крым, имеющий значение историческое — крещение князя Владимира на земле Византийской империи, Херсонесе, и мистическое — отсюда пошел свет веры Христовой во все пределы, вплоть до Новгорода, куда прибыл — через Киев — Иоаким Корсунянин и «требища разори, и Перуна посече». Однако восприятие Крыма в контексте сакральной географии имело свои особенности.


Вернуться назад