ИНТЕЛРОС > №3, 2018 > Ева Берар. Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и городская дума в Санкт-Петербурге. 1894–1914

Борис Степанов
Ева Берар. Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и городская дума в Санкт-Петербурге. 1894–1914


02 октября 2018

Ева Берар. Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и городская дума в Санкт-Петербурге. 1894–1914 (М.: Новое литературное обозрение, 2016)

Своим присутствием в горизонте современной урбанистической рефлексии Петербург в значительной степени обязан русской литературе. Будучи порождением культуры Серебряного века, «петербургский миф» инспирировал не только развитие краеведения в Петербурге и других российских городах, но и оказал значительное влияние на современное гуманитарное знание. Речь идет не только о концепции «петербургского текста», выдвинутой представителями тартуско-московской семиотики и в значительной степени унаследовавшей историософские подтексты петербургской мифологии. Благодаря работам Этторе Ло Гатто и в еще большей степени Дональда Фангера образ города на Неве стал достоянием литературоведческой урбанистики1. Ярким примером востребованности этого материала в социальной науке можно считать книгу Маршалла Бермана, где Петербург, увиденный сквозь призму классических литературных текстов (от «Медного всадника» до «Петербурга» Андрея Белого) выступает одной из лабораторий изучения природы модерного общества2.


Вернуться назад