ИНТЕЛРОС > №22, 2011-2012 > Письмо редактора

Людмила Алябьева
Письмо редактора


21 октября 2012

Дорогие читатели,

перед вами 22-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, куль­тура».

Раздел «Одежда» посвящен теме гендера. В этой части блока, ко­торый мы планируем продолжить в следующем номере, собраны в основном статьи, посвященные конструкциям мужественности, в част­ности исследование Джо Б. Паолетти «Настоящие парни носят розо­вое!», в котором автор пытается найти истоки сравнительно молодой традиции одевать девочек непременно в розовое, а мальчиков в голу­бое, а также обращает внимание на протестное и альтернативное но­шение розового, который как никакой другой цвет «сопротивляется всяческим попыткам его нейтрализовать». На память в этой связи при­ходит эпизод из сериала «Друзья», где один из персонажей, Росс Гел­лер, разыскивает по соседям и бывшим подружкам свою любимую ру­башку, которую окружающие упорно называют розовой (англ. pink), но владелец настойчиво поправляет их, говоря, что на самом деле она бледно-лососевого цвета (англ. faded salmon).

Современные мужчины гораздо охотнее, чем их отцы и тем более деды, заимствуют из женского гардероба, будь то цвета, ткани и даже, пусть и в гораздо более редких случаях, предметы одежды (возьмем юбку, которую все чаще можно увидеть на мировых подиумах: настоя­щим «чемпионом по юбкам» можно считать Жан-Поля Готье, который убежден, что не существует исключительно женских предметов одеж­ды, кроме разве что бюстгальтера. Из сравнительно недавних примеров сошлюсь на мужскую коллекцию Givenchy осень — зима 2010-2011, которая интересна не только тем, что мужчины-модели расхаживали по подиуму в юбках длиной в пол, но и тем, что к участию в этом по­казе была привлечена девушка-модель Саскья де Брау, известная своей андрогинной внешностью.

Параллельно с вестиментарными экспериментами мужчины все активнее осваивают виды деятельности, которые до сих пор ассоции­ровались с представлениями о традиционной женственности и пото­му считались занятием, не достойным «настоящего мужчины». Так, например, все чаще мужчин можно застать за вязанием; собственно мужчинам-вязальщикам, а также «выявлению сложностей и противо­речий, связанных с конструированием образа мужчины в современной культуре, анализу и систематизации их в контексте истории рукоделия и современного дискурса, ориентированного на проблемы гендера и сексуальности» и посвящена статья Аллы Майзелев «А вот и мужчина, который вяжет: вязание и маскулинность в начале XXI века».

В разделе «Тело» мы вновь обращаем свой взор на руки, которые служат «чрезвычайно важным и влиятельным посредником» между индивидуумом и окружающим миром, маркируя границы человече­ского тела, которые в любой культуре наделяются особенно большим количеством смыслов и значений (см. статью Элизабет Фишер «Тес­ные связи: рука и перчатка»). Отнюдь не случайной в этой связи пред­ставляется та роль, которую в европейской культуре играли перчатки. Не менее любопытный сюжет представляют собой история появления и смысловые коннотации лака для ногтей (см. статью Ксении Гусаро- вой «Три цвета ногтя»), а также «приключения» лака и связанная с ним идея ухода за руками в СССР (см. заметку Наталии Лебиной «Лак для мозолистой руки»).

Раздел «Культура» продолжает съестную тему предыдущего номе­ра и обращает свое внимание в сторону напитков, каждый из которых обладает своей неповторимой культурной историей и мифологией.

С наилучшими пожеланиями,

Людмила Алябьева,
шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»


Вернуться назад