Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №22, 2011-2012
Дорогие читатели,
перед вами 22-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».
Раздел «Одежда» посвящен теме гендера. В этой части блока, который мы планируем продолжить в следующем номере, собраны в основном статьи, посвященные конструкциям мужественности, в частности исследование Джо Б. Паолетти «Настоящие парни носят розовое!», в котором автор пытается найти истоки сравнительно молодой традиции одевать девочек непременно в розовое, а мальчиков в голубое, а также обращает внимание на протестное и альтернативное ношение розового, который как никакой другой цвет «сопротивляется всяческим попыткам его нейтрализовать». На память в этой связи приходит эпизод из сериала «Друзья», где один из персонажей, Росс Геллер, разыскивает по соседям и бывшим подружкам свою любимую рубашку, которую окружающие упорно называют розовой (англ. pink), но владелец настойчиво поправляет их, говоря, что на самом деле она бледно-лососевого цвета (англ. faded salmon).
Современные мужчины гораздо охотнее, чем их отцы и тем более деды, заимствуют из женского гардероба, будь то цвета, ткани и даже, пусть и в гораздо более редких случаях, предметы одежды (возьмем юбку, которую все чаще можно увидеть на мировых подиумах: настоящим «чемпионом по юбкам» можно считать Жан-Поля Готье, который убежден, что не существует исключительно женских предметов одежды, кроме разве что бюстгальтера. Из сравнительно недавних примеров сошлюсь на мужскую коллекцию Givenchy осень — зима 2010-2011, которая интересна не только тем, что мужчины-модели расхаживали по подиуму в юбках длиной в пол, но и тем, что к участию в этом показе была привлечена девушка-модель Саскья де Брау, известная своей андрогинной внешностью.
Параллельно с вестиментарными экспериментами мужчины все активнее осваивают виды деятельности, которые до сих пор ассоциировались с представлениями о традиционной женственности и потому считались занятием, не достойным «настоящего мужчины». Так, например, все чаще мужчин можно застать за вязанием; собственно мужчинам-вязальщикам, а также «выявлению сложностей и противоречий, связанных с конструированием образа мужчины в современной культуре, анализу и систематизации их в контексте истории рукоделия и современного дискурса, ориентированного на проблемы гендера и сексуальности» и посвящена статья Аллы Майзелев «А вот и мужчина, который вяжет: вязание и маскулинность в начале XXI века».
В разделе «Тело» мы вновь обращаем свой взор на руки, которые служат «чрезвычайно важным и влиятельным посредником» между индивидуумом и окружающим миром, маркируя границы человеческого тела, которые в любой культуре наделяются особенно большим количеством смыслов и значений (см. статью Элизабет Фишер «Тесные связи: рука и перчатка»). Отнюдь не случайной в этой связи представляется та роль, которую в европейской культуре играли перчатки. Не менее любопытный сюжет представляют собой история появления и смысловые коннотации лака для ногтей (см. статью Ксении Гусаро- вой «Три цвета ногтя»), а также «приключения» лака и связанная с ним идея ухода за руками в СССР (см. заметку Наталии Лебиной «Лак для мозолистой руки»).
Раздел «Культура» продолжает съестную тему предыдущего номера и обращает свое внимание в сторону напитков, каждый из которых обладает своей неповторимой культурной историей и мифологией.
С наилучшими пожеланиями,
Людмила Алябьева,
шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»