ИНТЕЛРОС > №28, 2013 > Как важно быть привлекательным: японские журналы мод для мужчин

Масафуми Монден
Как важно быть привлекательным: японские журналы мод для мужчин


09 сентября 2013

Масафуми Монден (Masafumi Monden) — получил степень PhD на факультете дизайна в Технологическом университете Сиднея. Его диссертация представляет собой междисциплинарное исследование, посвященное анализу взаимодействия модной эстетики и представлений о гендерной идентичности в условиях транснационального мира. Научные интересы связаны с изучением роли моды в кинематографе, балете, опере и популярной культуре.

Первоначальный вариант статьи был представлен в качестве доклада на симпозиуме «Современная японская мода» (Japan Fashion Now) в ноябре 2010 года в Музее Института технологии моды. Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2012. Vol. 16.3)

 

 «СЛАДКИЙ: Kawaii, бледный, стройный. Нежный женственный аро­мат идеально подходит современным „травоядным" юношам. Его сладкий запах подчеркивает стройность и томный образ владельца.

ДИКИЙ: Появившись на романтическом свидании, вы продемон­стрируете неожиданную, дикую сторону своей личности и забудете о скромном и невинном мальчике, каким были в школе. Не стоит, од­нако, излишне усердствовать и оставлять незастегнутыми слишком много пуговиц на рубашке.» (Fineboys, март 2010, с. 126-129).

Приведенные выше фрагменты взяты из материала, опубликован­ного в журнале Fineboys — японском ежемесячном модном издании, адресованном студентам колледжей. Автор инструктирует читателей, как правильно пользоваться духами, чтобы произвести на окружаю­щих благоприятное впечатление. Молодым людям предлагаются на выбор четыре вида ароматов: свежий, сладкий, дикий и сексуальный; каждой категории соответствует определенная марка духов — напри­мер, Burberry Sport (свежий) или Romeo Sweet Key (сладкий). Может показаться удивительным, что автор публикации пользуется такими традиционно «женскими» дефинициями, как «сладкий» и «милый» (kawaii), представляющими явную угрозу для «маскулинной» идентич­ности гетеросексуальной читательской аудитории. Столь же сильное впечатление производит и соседство азиатских и европейских моделей на страницах Fineboys и других подобных японских журналов. Почему издатели, пытаясь привлечь к себе читателей и пробудить у них инте­рес к моде, пользуются услугами моделей — европейцев? Служит ли это очередным свидетельством «вестернизации» японской молодежи? Думается, однако, что дела здесь обстоят совсем иначе. Упомянутое соседство азиатов и европейцев в определенной степени разрушает традиционные представления о доминирующей в Японии маскулинной эстетике. Эти представления могут также отличаться от канонов, принятых в других культурах. Предполагается, что новые эстетиче­ские принципы, которых сегодня придерживаются молодые японцы, связаны с отказом от устоявшегося маскулинного образа «сотрудника корпорации», который представляется молодым людям безвкусным и ограниченным.

Значение информации, которую можно получить при исследова­нии японских модных изданий, становится понятно, если вспомнить о распространенном представлении, согласно которому мужчины отда­ют предпочтение функциональности перед эстетикой. Как известно, Дж.К. Флюгель утверждал в 1930-е годы, что «если гетеросексуальные мужчины „будут чуть больше наряжаться, чтобы понравиться женщи­нам", вместо того чтобы стремиться приобрести респектабельную репу­тацию среди коллег-мужчин, они смогут добиться вполне определен­ных и приятных результатов» (Carter 2003: 116). По мнению Флюгеля, желание мужчины привлечь одобрительный женский взгляд сделало бы мужскую моду более прогрессивной, то есть — более привлека­тельной. Так можно ли сказать, что японские модные издания, подоб­ные Fineboys, являются визуальным подтверждением справедливости мыслей Флюгеля? Думается, что это так. Едва ли не нарциссическая озабоченность молодых японцев внешностью и одеждой, о которой свидетельствуют публикации в мужских модных журналах, вероятно, открывает возможности нового, специфического, более «свободного» и гибкого взаимодействия мужчин с модой. Немаловажным в этом от­ношении является и тот факт, что японские молодые люди сегодня не столь обеспокоены необходимостью идеально соответствовать устояв­шимся в обществе гендерным ролям.

В настоящей статье рассматриваются три важных аспекта темы. Первый — появление в журналах мужчин-моделей, не принадлежащих к азиатской расе. Второй — примечательный интерес издателей и публики к элегантной мужской эстетике и, в частности, к «неоэдвардианскому» денди-стилю. И в-третьих, речь пойдет о двух гипоте­тических факторах, стимулирующих интерес к моде у мужской части населения Японии. Соответственно, статья состоит из четырех частей. Первая посвящена общему обзору трех японских модных журналов для мужчин: Popeye, Men's non-no и Fineboys; все они — и это приме­чательно — уделяют преимущественное внимание моде, а не образу жизни в целом. Во второй части исследования рассматриваются прак­тические и эстетические мотивы выбора моделей для изданий. Темой третьей части служат маркируемые этим выбором транскультурные особенности мужской модной эстетики. Здесь, опираясь на теорию «формата» и «продукта» (подробнее она будет описана ниже), мы пого­ворим о концепте мужской стройности, пропагандируемой описывае­мыми журналами. В последней части в рамках краткого ситуационного исследования феномена, связанного с юношеским переосмыслением и возрождением в Японии «неоэдвардианского» денди-стиля, я попы­таюсь продемонстрировать, что изысканность и продуманный стиль в одежде составляют альтернативу традиционному японскому образу мужественности, типичным воплощением которого служит поношен­ный «служащий корпорации».

Маскулинный образ, представленный в мужских модных изданиях, не противоречит гендерным основаниям внешнего облика и вместе с тем подчеркивает эстетическую значимость костюма. Вместо того чтобы устанавливать и поддерживать жесткую гендерную дифферен­циацию, предлагаемый образ допускает органичное взаимодействие с сарториальными стилями, не соответствующими в полной мере со­циально или культурно устоявшимся представлениям о подлинно мужественном облике.

 

Общий обзор трех журналов: Popeye, Men’s non-no и Fineboys

Итак, что же такого примечательного в японских журналах мод, предназначенных для мужской аудитории? Социолог Джон Кламмер (Clammer 1995: 210) в исследовании, посвященном современным япон­ским печатным средствам массовой информации и особенностям ре­презентации женского тела, отмечает, что для целого ряда японских модных журналов, ориентированных на молодую гетеросексуаль­ную мужскую аудиторию, характерно беспрецедентное внимание к моде и вопросам внешности. По словам Кламмера, подобные издания практически отсутствуют в европейской и американской гетеросексу­альной мужской культуре. Молодые японцы все больше интересуются модой и все чаще задумываются о том, как они выглядят. Новые сарториальные тенденции подразумевают наличие разнообразных вари­аций. Так, существует по меньшей мере шесть неофициальных катего­рий для классификации стилей, популярных сегодня среди японской молодежи (причем некоторые из этих стилей, на первый взгляд, мало отличаются друг от друга); имеются также журналы мод, пропаган­дирующие тот или иной определенный стиль (Elastic 2008). В данной статье речь пойдет о трех японских журналах. Это Popeye, который начал выпускаться в 1976 году с английским подзаголовком «Журнал для городских парней» (Godoy 1993: 98), Men's non-no, появившийся в 1986 году и первоначально представлявший собой специальное изда­ние nonno, популярного модного журнала для девушек, и Fineboys, издающийся с 1986 года.

Эти три ежемесячные издания обладают четырьмя общими при­знаками. Во-первых, это популярные, успешные журналы с довольно большой читательской аудиторией. Во-вторых, они ориентированы на молодых гетеросексуальных мужчин в возрасте около двадцати лет, прежде всего студентов колледжей5. В-третьих, все они пропагандируют аккуратные и консервативные стили kireime, или, иначе говоря, повсе­дневную одежду, ориентированную на высокую моду. И в-четвертых, в них практически отсутствуют соблазнительные женские образы или явно эротические материалы. Основой для исследования послужили преимущественно выпуски с мая 2007 по июнь 2008 года.

Любопытную особенность этих журналов составляет следующий феномен: моде здесь уделяется больше внимания, чем образу жизни как таковому. Как показывает проведенный мной контент-анализ, все три журнала посвящают моде более 60 % от общего объема публикуемого материала. В первую очередь, это касается Popeye, где более 70 % публикаций посвящено моде, сумкам, обуви и аксессуарам. С учетом рекламы и содержательных текстов получается, что образы и тексты, связанные с модой и внешностью, занимают 78,80 % Popeye, 68,50 % Men's non-no и 65,56 % Fineboys. Уместно вспомнить, что все­го пару десятилетий назад социолог Шон Никсон (Nixon 1996: 167) полагал примечательной политику британских мужских журналов Arena и GQ, где проблемам моды отводилось около 30 % редакцион­ной площади. Внимание, которое уделяют моде упомянутые японские издания, опровергает стереотипное представление, согласно которо­му мужчины отдают предпочтение утилитарности перед эстетикой (Craik 1994: 176). Интересной особенностью является и одновременное присутствие на страницах журналов, наряду с японцами и обла­дателями смешанной европейско-азиатской внешности, моделей, не обладающих азиатской внешностью. Подробнее эта тема будет рассмотрена в следующей части.

 

(Продолжение читайте в печатной версии журнала)


Вернуться назад