Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №28, 2013
Масафуми Монден (Masafumi Monden) — получил степень PhD на факультете дизайна в Технологическом университете Сиднея. Его диссертация представляет собой междисциплинарное исследование, посвященное анализу взаимодействия модной эстетики и представлений о гендерной идентичности в условиях транснационального мира. Научные интересы связаны с изучением роли моды в кинематографе, балете, опере и популярной культуре.
Первоначальный вариант статьи был представлен в качестве доклада на симпозиуме «Современная японская мода» (Japan Fashion Now) в ноябре 2010 года в Музее Института технологии моды. Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2012. Vol. 16.3)
«СЛАДКИЙ: Kawaii, бледный, стройный. Нежный женственный аромат идеально подходит современным „травоядным" юношам. Его сладкий запах подчеркивает стройность и томный образ владельца.
ДИКИЙ: Появившись на романтическом свидании, вы продемонстрируете неожиданную, дикую сторону своей личности и забудете о скромном и невинном мальчике, каким были в школе. Не стоит, однако, излишне усердствовать и оставлять незастегнутыми слишком много пуговиц на рубашке.» (Fineboys, март 2010, с. 126-129).
Приведенные выше фрагменты взяты из материала, опубликованного в журнале Fineboys — японском ежемесячном модном издании, адресованном студентам колледжей. Автор инструктирует читателей, как правильно пользоваться духами, чтобы произвести на окружающих благоприятное впечатление. Молодым людям предлагаются на выбор четыре вида ароматов: свежий, сладкий, дикий и сексуальный; каждой категории соответствует определенная марка духов — например, Burberry Sport (свежий) или Romeo Sweet Key (сладкий). Может показаться удивительным, что автор публикации пользуется такими традиционно «женскими» дефинициями, как «сладкий» и «милый» (kawaii), представляющими явную угрозу для «маскулинной» идентичности гетеросексуальной читательской аудитории. Столь же сильное впечатление производит и соседство азиатских и европейских моделей на страницах Fineboys и других подобных японских журналов. Почему издатели, пытаясь привлечь к себе читателей и пробудить у них интерес к моде, пользуются услугами моделей — европейцев? Служит ли это очередным свидетельством «вестернизации» японской молодежи? Думается, однако, что дела здесь обстоят совсем иначе. Упомянутое соседство азиатов и европейцев в определенной степени разрушает традиционные представления о доминирующей в Японии маскулинной эстетике. Эти представления могут также отличаться от канонов, принятых в других культурах. Предполагается, что новые эстетические принципы, которых сегодня придерживаются молодые японцы, связаны с отказом от устоявшегося маскулинного образа «сотрудника корпорации», который представляется молодым людям безвкусным и ограниченным.
Значение информации, которую можно получить при исследовании японских модных изданий, становится понятно, если вспомнить о распространенном представлении, согласно которому мужчины отдают предпочтение функциональности перед эстетикой. Как известно, Дж.К. Флюгель утверждал в 1930-е годы, что «если гетеросексуальные мужчины „будут чуть больше наряжаться, чтобы понравиться женщинам", вместо того чтобы стремиться приобрести респектабельную репутацию среди коллег-мужчин, они смогут добиться вполне определенных и приятных результатов» (Carter 2003: 116). По мнению Флюгеля, желание мужчины привлечь одобрительный женский взгляд сделало бы мужскую моду более прогрессивной, то есть — более привлекательной. Так можно ли сказать, что японские модные издания, подобные Fineboys, являются визуальным подтверждением справедливости мыслей Флюгеля? Думается, что это так. Едва ли не нарциссическая озабоченность молодых японцев внешностью и одеждой, о которой свидетельствуют публикации в мужских модных журналах, вероятно, открывает возможности нового, специфического, более «свободного» и гибкого взаимодействия мужчин с модой. Немаловажным в этом отношении является и тот факт, что японские молодые люди сегодня не столь обеспокоены необходимостью идеально соответствовать устоявшимся в обществе гендерным ролям.
В настоящей статье рассматриваются три важных аспекта темы. Первый — появление в журналах мужчин-моделей, не принадлежащих к азиатской расе. Второй — примечательный интерес издателей и публики к элегантной мужской эстетике и, в частности, к «неоэдвардианскому» денди-стилю. И в-третьих, речь пойдет о двух гипотетических факторах, стимулирующих интерес к моде у мужской части населения Японии. Соответственно, статья состоит из четырех частей. Первая посвящена общему обзору трех японских модных журналов для мужчин: Popeye, Men's non-no и Fineboys; все они — и это примечательно — уделяют преимущественное внимание моде, а не образу жизни в целом. Во второй части исследования рассматриваются практические и эстетические мотивы выбора моделей для изданий. Темой третьей части служат маркируемые этим выбором транскультурные особенности мужской модной эстетики. Здесь, опираясь на теорию «формата» и «продукта» (подробнее она будет описана ниже), мы поговорим о концепте мужской стройности, пропагандируемой описываемыми журналами. В последней части в рамках краткого ситуационного исследования феномена, связанного с юношеским переосмыслением и возрождением в Японии «неоэдвардианского» денди-стиля, я попытаюсь продемонстрировать, что изысканность и продуманный стиль в одежде составляют альтернативу традиционному японскому образу мужественности, типичным воплощением которого служит поношенный «служащий корпорации».
Маскулинный образ, представленный в мужских модных изданиях, не противоречит гендерным основаниям внешнего облика и вместе с тем подчеркивает эстетическую значимость костюма. Вместо того чтобы устанавливать и поддерживать жесткую гендерную дифференциацию, предлагаемый образ допускает органичное взаимодействие с сарториальными стилями, не соответствующими в полной мере социально или культурно устоявшимся представлениям о подлинно мужественном облике.
Общий обзор трех журналов: Popeye, Men’s non-no и Fineboys
Итак, что же такого примечательного в японских журналах мод, предназначенных для мужской аудитории? Социолог Джон Кламмер (Clammer 1995: 210) в исследовании, посвященном современным японским печатным средствам массовой информации и особенностям репрезентации женского тела, отмечает, что для целого ряда японских модных журналов, ориентированных на молодую гетеросексуальную мужскую аудиторию, характерно беспрецедентное внимание к моде и вопросам внешности. По словам Кламмера, подобные издания практически отсутствуют в европейской и американской гетеросексуальной мужской культуре. Молодые японцы все больше интересуются модой и все чаще задумываются о том, как они выглядят. Новые сарториальные тенденции подразумевают наличие разнообразных вариаций. Так, существует по меньшей мере шесть неофициальных категорий для классификации стилей, популярных сегодня среди японской молодежи (причем некоторые из этих стилей, на первый взгляд, мало отличаются друг от друга); имеются также журналы мод, пропагандирующие тот или иной определенный стиль (Elastic 2008). В данной статье речь пойдет о трех японских журналах. Это Popeye, который начал выпускаться в 1976 году с английским подзаголовком «Журнал для городских парней» (Godoy 1993: 98), Men's non-no, появившийся в 1986 году и первоначально представлявший собой специальное издание nonno, популярного модного журнала для девушек, и Fineboys, издающийся с 1986 года.
Эти три ежемесячные издания обладают четырьмя общими признаками. Во-первых, это популярные, успешные журналы с довольно большой читательской аудиторией. Во-вторых, они ориентированы на молодых гетеросексуальных мужчин в возрасте около двадцати лет, прежде всего студентов колледжей5. В-третьих, все они пропагандируют аккуратные и консервативные стили kireime, или, иначе говоря, повседневную одежду, ориентированную на высокую моду. И в-четвертых, в них практически отсутствуют соблазнительные женские образы или явно эротические материалы. Основой для исследования послужили преимущественно выпуски с мая 2007 по июнь 2008 года.
Любопытную особенность этих журналов составляет следующий феномен: моде здесь уделяется больше внимания, чем образу жизни как таковому. Как показывает проведенный мной контент-анализ, все три журнала посвящают моде более 60 % от общего объема публикуемого материала. В первую очередь, это касается Popeye, где более 70 % публикаций посвящено моде, сумкам, обуви и аксессуарам. С учетом рекламы и содержательных текстов получается, что образы и тексты, связанные с модой и внешностью, занимают 78,80 % Popeye, 68,50 % Men's non-no и 65,56 % Fineboys. Уместно вспомнить, что всего пару десятилетий назад социолог Шон Никсон (Nixon 1996: 167) полагал примечательной политику британских мужских журналов Arena и GQ, где проблемам моды отводилось около 30 % редакционной площади. Внимание, которое уделяют моде упомянутые японские издания, опровергает стереотипное представление, согласно которому мужчины отдают предпочтение утилитарности перед эстетикой (Craik 1994: 176). Интересной особенностью является и одновременное присутствие на страницах журналов, наряду с японцами и обладателями смешанной европейско-азиатской внешности, моделей, не обладающих азиатской внешностью. Подробнее эта тема будет рассмотрена в следующей части.
(Продолжение читайте в печатной версии журнала)