ИНТЕЛРОС > №29, 2013 > Галопом по салопам Андрей Завадский
|
«Мода в зеркале истории. XIX-XX вв.». Музей Москвы (Провиантские склады), Москва. 17 мая — 8 октября 2013-10-14
Для выставки «Мода в зеркале истории. XIX-XX вв.» лучшего места, чем Провиантские склады, в Москве не найти. В этом комплексе зданий уже два года располагается штаб-квартира музейного объединения «Музей Москвы». Сегодня здесь можно посмотреть несколько посвященных городу выставок. Среди них — и двухсотлетняя история костюма, рассказанная совместно Наталией Козловой, куратором от Музея Москвы, и историком моды, коллекционером Александром. Казалось бы, музей города мало подходит для повествования о мировой моде. Корсеты и пайетки, рюши и бисер если и имеют отношение к краеведению, то весьма ограниченное. Но в каком другом столичном пространстве можно выставить сотни платьев и туфель, не создав при этом ощущения заграничной барахолки? Где еще турнюры и кринолины смотрелись бы так вольготно и торжественно? Наконец, куда в летней Москве можно пойти в выходной день, чтобы не стоять полтора часа в душной очереди, а в удовольствие прогуливаться по прохладным и просторным музейным залам? Провиантские склады были бы идеальным пространством для музея моды, о котором так мечтает Александр Васильев и которого Москве действительно не хватает. Но таким пространством они, понятное дело, никогда не станут: не менее нужный городу Музей Москвы выезжать оттуда никуда не собирается. А нынешняя выставка — это, по словам Васильева, всего лишь репетиция, «эскиз» будущего музея моды. Нет сомнения в том, что коллекция Александра Васильева (историк моды утверждает, что в ней около десяти тысяч экспонатов) — более чем достаточный для открытия музея моды «стартовый капитал». Но чтобы выставка стала музеем, одних экспонатов недостаточно: показанный в Провиантских складах «эскиз» нуждается в основательной доработке. Возможно, дело в слишком амбициозной задаче, которую поставили перед собой создатели выставки. Все бы было ничего, если бы они просто хотели показать зрителю два века платья — часть собрания Васильева, дополненную экспонатами из фондов Музея Москвы. Но продемонстрировать, как мода отражала изменения в политической, социальной и экономической жизни России и мира, гораздо сложнее. Сделать это в формате временной экспозиции, охватив при этом период в двести лет, — почти невозможно. Сотни представленных на выставке костюмов и аксессуаров не могут оставить любителей одежды равнодушными. Рассматривая выставку, то и дело слышишь восторженные отзывы посетителей. И правда: сложнейшего кроя платья, всевозможных расцветок и фактур ткани, концертные наряды Клары Лучко, Людмилы Гурченко и других гранд- дам советского кинематографа — все это ослепляет как реальным, так и метафорическим блеском. Восхищаться такой красотой могут и профессионалы, и любители. Но осмыслить ее непрофессионалу вряд ли удастся. Слишком высок соблазн расслабиться, отключить мозг и предаться любованию кутюрами. Слишком заманчиво погрязнуть в роскоши для глаз и потерять нить того, как мода на протяжении двух веков следовала за историческими событиями, как отражала развитие человека и человечества. Кураторы искренне стараются помочь зрителю вынести с выставки больше, чем просто эстетическое удовлетворение. Кроме собственно платьев, атмосферу модных эпох призваны воссоздавать звучащая в залах музыка; развешенные тут и там афиши, акварели и фотографии; разложенные за витринным стеклом модные журналы и флаконы духов, перчатки и сумочки. На выставку привезли даже несколько старинных авто, среди которых одна из первых среднеклассовых моделей Ford. Но в цельную историю все это, к сожалению, не складывается. Картины, которые вроде бы должны иллюстрировать моду первой четверти XVIII века, не очень уместны и откровенно третьесортны. Автомобили были бы к месту, если бы помогали реконструировать эпоху, но в качестве эффектных декораций они излишни. Прекраснейшие фотографии старой Москвы достойны отдельной выставки, а здесь напоминают петрушку на холодце — трогательную попытку слишком старательной и не очень уверенной в себе хозяйки украсить блюдо. Но самое главное — пояснительные тексты. Сказать, что они должны составлять основу выставки, было бы преувеличением. Но будучи второстепенными по отношению к самим экспонатам, тексты должны играть системообразующую роль. Их задача — структурировать информацию, которую хочет донести до зрителя куратор. Это особенно важно, если экспозиция настолько масштабна. Вместо системы, увы, имеется много букв. Кураторы разделили двухсотлетнюю историю моды на периоды протяженностью от 10 до 25 лет. Получилось 18 условных «эпох» — и столько же довольно объемных музейных табличек, призванных рассказать о том, как одевались в это конкретное время, и связать моду с общим ходом истории. Создается ощущение, что кураторы, стремясь втиснуть в описание каждой эпохи как можно больше информации, подготовили тексты объемом раз в пять больше нужного. Потом их, разумеется, пришлось кромсать. Но авторы не стали отбирать ключевые для эпохи события, а решили оставить «все основные», максимально сократив пояснения к ним. Возможно, по этой причине в тональности текстов появился оттенок таблоидной сенсационности, в результате чего они стали напоминать репортажи телеканала НТВ. К сожалению, в интонациях программы «Максимум» легко увязнуть, так и не добравшись до скрытого за ними содержания. А хотелось бы немного других акцентов. Например, среди шикарной одежды советской элиты, представленной нарядами киноактрис, жен дипломатов и дочери маршала Малиновского, есть костюм старшего товароведа московского рыбокомбината М.К. Дворовой. Почему не напомнить зрителям, как профессия товароведа оказалась в Советском Союзе в списке элитных? Кроме того, использованные в подписях к экспонатам термины (редингот, салоп, сантюр, синель, муар-антик, жаккард, шантилья и, наконец, пыльник) известны далеко не каждому посетителю и требуют пояснения. Так же как это сделано в отношении кринолинов, турнюров, тренов, шлафроков и пайеток (что забавно, учитывая, насколько популярны сегодня последние). Наконец, сильно не хватает интерактива, хотя бы нарезки из классических фильмов — ведь мало какое явление так повлияло на моду, как кинематограф. Идти на выставку все же надо. Пока неизвестно, когда Александру Васильеву удастся создать музей моды, а потому не стоит упускать возможность увидеть хотя бы часть его бесценной коллекции. Но не тратьте время и силы на текстовые пояснения, автомобили и зеркала истории. Просто наслаждайтесь модой. Вернуться назад |