Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №29, 2013

Андрей Завадский
Галопом по салопам

«Мода в зеркале истории. XIX-XX вв.». Музей Москвы (Провиантские склады), Москва. 17 мая — 8 октября 2013-10-14

 

Для выставки «Мода в зеркале истории. XIX-XX вв.» лучшего места, чем Провиантские склады, в Москве не найти. В этом комплексе зда­ний уже два года располагается штаб-квартира музейного объедине­ния «Музей Москвы». Сегодня здесь можно посмотреть несколько по­священных городу выставок. Среди них — и двухсотлетняя история костюма, рассказанная совместно Наталией Козловой, куратором от Музея Москвы, и историком моды, коллекционером Александром.

Казалось бы, музей города мало подходит для повествования о миро­вой моде. Корсеты и пайетки, рюши и бисер если и имеют отношение к краеведению, то весьма ограниченное. Но в каком другом столичном пространстве можно выставить сотни платьев и туфель, не создав при этом ощущения заграничной барахолки? Где еще турнюры и крино­лины смотрелись бы так вольготно и торжественно? Наконец, куда в летней Москве можно пойти в выходной день, чтобы не стоять полтора часа в душной очереди, а в удовольствие прогуливаться по прохлад­ным и просторным музейным залам?

Провиантские склады были бы идеальным пространством для музея моды, о котором так мечтает Александр Васильев и которого Москве действительно не хватает. Но таким пространством они, по­нятное дело, никогда не станут: не менее нужный городу Музей Мо­сквы выезжать оттуда никуда не собирается. А нынешняя выставка — это, по словам Васильева, всего лишь репетиция, «эскиз» будущего музея моды.

Нет сомнения в том, что коллекция Александра Васильева (исто­рик моды утверждает, что в ней около десяти тысяч экспонатов) — бо­лее чем достаточный для открытия музея моды «стартовый капитал». Но чтобы выставка стала музеем, одних экспонатов недостаточно: по­казанный в Провиантских складах «эскиз» нуждается в основатель­ной доработке.

Возможно, дело в слишком амбициозной задаче, которую постави­ли перед собой создатели выставки. Все бы было ничего, если бы они просто хотели показать зрителю два века платья — часть собрания Васильева, дополненную экспонатами из фондов Музея Москвы. Но продемонстрировать, как мода отражала изменения в политической, социальной и экономической жизни России и мира, гораздо сложнее. Сделать это в формате временной экспозиции, охватив при этом пе­риод в двести лет, — почти невозможно.

Сотни представленных на выставке костюмов и аксессуаров не мо­гут оставить любителей одежды равнодушными. Рассматривая выстав­ку, то и дело слышишь восторженные отзывы посетителей. И правда: сложнейшего кроя платья, всевозможных расцветок и фактур ткани, концертные наряды Клары Лучко, Людмилы Гурченко и других гранд- дам советского кинематографа — все это ослепляет как реальным, так и метафорическим блеском.

Восхищаться такой красотой могут и профессионалы, и любители. Но осмыслить ее непрофессионалу вряд ли удастся. Слишком высок соблазн расслабиться, отключить мозг и предаться любованию кутю­рами. Слишком заманчиво погрязнуть в роскоши для глаз и потерять нить того, как мода на протяжении двух веков следовала за истори­ческими событиями, как отражала развитие человека и человечества.

Кураторы искренне стараются помочь зрителю вынести с выставки больше, чем просто эстетическое удовлетворение. Кроме собственно платьев, атмосферу модных эпох призваны воссоздавать звучащая в залах музыка; развешенные тут и там афиши, акварели и фотогра­фии; разложенные за витринным стеклом модные журналы и флако­ны духов, перчатки и сумочки. На выставку привезли даже несколько старинных авто, среди которых одна из первых среднеклассовых моделей Ford.

Но в цельную историю все это, к сожалению, не складывается.

Картины, которые вроде бы должны иллюстрировать моду первой четверти XVIII века, не очень уместны и откровенно третьесортны. Автомобили были бы к месту, если бы помогали реконструировать эпоху, но в качестве эффектных декораций они излишни. Прекрас­нейшие фотографии старой Москвы достойны отдельной выставки, а здесь напоминают петрушку на холодце — трогательную попытку слишком старательной и не очень уверенной в себе хозяйки украсить блюдо.

Но самое главное — пояснительные тексты. Сказать, что они долж­ны составлять основу выставки, было бы преувеличением. Но будучи второстепенными по отношению к самим экспонатам, тексты должны играть системообразующую роль. Их задача — структурировать ин­формацию, которую хочет донести до зрителя куратор. Это особенно важно, если экспозиция настолько масштабна.

Вместо системы, увы, имеется много букв. Кураторы разделили двух­сотлетнюю историю моды на периоды протяженностью от 10 до 25 лет. Получилось 18 условных «эпох» — и столько же довольно объемных музейных табличек, призванных рассказать о том, как одевались в это конкретное время, и связать моду с общим ходом истории.

Создается ощущение, что кураторы, стремясь втиснуть в описание каждой эпохи как можно больше информации, подготовили тексты объемом раз в пять больше нужного. Потом их, разумеется, пришлось кромсать. Но авторы не стали отбирать ключевые для эпохи события, а решили оставить «все основные», максимально сократив пояснения к ним. Возможно, по этой причине в тональности текстов появился от­тенок таблоидной сенсационности, в результате чего они стали напо­минать репортажи телеканала НТВ. К сожалению, в интонациях про­граммы «Максимум» легко увязнуть, так и не добравшись до скрытого за ними содержания.

А хотелось бы немного других акцентов. Например, среди шикар­ной одежды советской элиты, представленной нарядами киноактрис, жен дипломатов и дочери маршала Малиновского, есть костюм стар­шего товароведа московского рыбокомбината М.К. Дворовой. По­чему не напомнить зрителям, как профессия товароведа оказалась в Советском Союзе в списке элитных? Кроме того, использованные в подписях к экспонатам термины (редингот, салоп, сантюр, синель, муар-антик, жаккард, шантилья и, наконец, пыльник) известны далеко не каждому посетителю и требуют пояснения. Так же как это сделано в отношении кринолинов, турнюров, тренов, шлафроков и пайеток (что забавно, учитывая, насколько популярны сегодня последние). Наконец, сильно не хватает интерактива, хотя бы нарезки из класси­ческих фильмов — ведь мало какое явление так повлияло на моду, как кинематограф.

Идти на выставку все же надо. Пока неизвестно, когда Александру Васильеву удастся создать музей моды, а потому не стоит упускать возможность увидеть хотя бы часть его бесценной коллекции. Но не тратьте время и силы на текстовые пояснения, автомобили и зеркала истории. Просто наслаждайтесь модой.



Другие статьи автора: Завадский Андрей

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба