ИНТЕЛРОС > №34, 2014-2015 > От святых отцов - к распутникам, от монахинь - к блудницам. Эротизация священных церковных одежд

Уильям Дж.Ф. Кинан
От святых отцов - к распутникам, от монахинь - к блудницам. Эротизация священных церковных одежд


19 февраля 2015

Уильям Дж.Ф. Кинан

(William J.F. Keenan) — преподаватель

факультетов общественных

наук и дизайна в Университете

Ноттингем Трент (Англия).

В сферу его интересов входят

традиционная символика религиозных

культов, дресс-коды, основы

междисциплинарного подхода

и теория постмодернизма.

 

Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (1999. Vol. 3.4)

 

 

О господи Иисусе! Что за чудной наряд?

Боюсь, безумие ваш разум помутило.

1724, из театральной поэзии. Цит. по: Ribeiro 1986: 105

 

Атмосфера благочестия: аскетичная духовность священных одежд

Одежда священнослужителя, каноническое воплощение благочести­вой непорочности, играет важную роль в десексуализации тела чело­века, целиком посвятившего себя божественному служению. Однако не так давно исходящий от нее религиозный дух проник в постмодер­нистскую экономику знаков и символов, поскольку потребительская культура беззастенчиво запустила руки в религиозный гардероб, пре­следуя при этом откровенно мирские и «плотские» цели. Современное бытовое (не связанное с религиозными воззрениями) иконоборчество грозит лишить заимствованные у церкви «одежды Господа» (Roach & Eicher 1979: 18) их духовной ауры и вместо этого наделить их аурой «эро­тизма», неизбежно возникающей в контексте карнавала и сексуальной игры. Современная мода на религиозные гардеробные фетиши застав­ляет задуматься над фундаментальными вопросами о взаимопроник­новении религиозных и мирских традиций и не в последнюю очередь о смешении религиозного чувства и сексуальности. Стремление выйти за пределы допустимого и приятное возбуждение, экстатические пере­живания и эротизм сливаются воедино, когда уже сама манера одежды указывает на то, что пройдена та «опасная» (Douglas 1970) черта, кото­рая разделяет чистоту и скверну, и человек свободно курсирует между миром невинности и миром порочного опыта. В данной статье мы рас­смотрим несколько примеров подобной эротизации «риз Господних слуг» (Mayer-Thurman 1975), чтобы получить ключ к пониманию «зна­ков времени» эпохи позднего модернизма; при этом нас будут особен­но интересовать два ее варианта — карнавализация и фетишизация. 

 

(Продолжение читайте в печатной версии журнала)


Вернуться назад