Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №34, 2014-2015
Уильям Дж.Ф. Кинан
(William J.F. Keenan) — преподаватель
факультетов общественных
наук и дизайна в Университете
Ноттингем Трент (Англия).
В сферу его интересов входят
традиционная символика религиозных
культов, дресс-коды, основы
междисциплинарного подхода
и теория постмодернизма.
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (1999. Vol. 3.4)
О господи Иисусе! Что за чудной наряд?
Боюсь, безумие ваш разум помутило.
1724, из театральной поэзии. Цит. по: Ribeiro 1986: 105
Атмосфера благочестия: аскетичная духовность священных одежд
Одежда священнослужителя, каноническое воплощение благочестивой непорочности, играет важную роль в десексуализации тела человека, целиком посвятившего себя божественному служению. Однако не так давно исходящий от нее религиозный дух проник в постмодернистскую экономику знаков и символов, поскольку потребительская культура беззастенчиво запустила руки в религиозный гардероб, преследуя при этом откровенно мирские и «плотские» цели. Современное бытовое (не связанное с религиозными воззрениями) иконоборчество грозит лишить заимствованные у церкви «одежды Господа» (Roach & Eicher 1979: 18) их духовной ауры и вместо этого наделить их аурой «эротизма», неизбежно возникающей в контексте карнавала и сексуальной игры. Современная мода на религиозные гардеробные фетиши заставляет задуматься над фундаментальными вопросами о взаимопроникновении религиозных и мирских традиций и не в последнюю очередь о смешении религиозного чувства и сексуальности. Стремление выйти за пределы допустимого и приятное возбуждение, экстатические переживания и эротизм сливаются воедино, когда уже сама манера одежды указывает на то, что пройдена та «опасная» (Douglas 1970) черта, которая разделяет чистоту и скверну, и человек свободно курсирует между миром невинности и миром порочного опыта. В данной статье мы рассмотрим несколько примеров подобной эротизации «риз Господних слуг» (Mayer-Thurman 1975), чтобы получить ключ к пониманию «знаков времени» эпохи позднего модернизма; при этом нас будут особенно интересовать два ее варианта — карнавализация и фетишизация.
(Продолжение читайте в печатной версии журнала)