ИНТЕЛРОС > №34, 2014-2015 > Долгожданный бал в Эрмитаже

Анна Жабрева
Долгожданный бал в Эрмитаже


19 февраля 2015

В Государственном Эрмитаже хранится большая коллекция костюмов XVIII — начала XX века: знаменитое собрание «Гардероб Петра I», по­вседневные, церемониальные и форменные костюмы русских импе­раторов и императриц, наряды, созданные знаменитыми модельера­ми Ч. Вортом, П. Пуаре, А. Бризаком, О. Бульбенковой, Н. Ламановой и др. Изредка в Эрмитаже устраиваются небольшие тематические ко­стюмные выставки, в другое время экспонаты путешествуют по всему миру, потрясая воображение публики своей роскошью. В этом году музей устроил своим посетителям поистине царский подарок: 17 мая 2014 года в рамках мероприятий, посвященных 250-летию Эрмитажа и 400-летию Дома Романовых, открылись сразу две выставки, гармо­нично дополняющие друг друга: «При Дворе российских императо­ров. Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа» и «„Высо­чайшего двора служители“. Ливрейный костюм конца XIX — начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа».

Экспозиция «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа» (кураторы: В.А. Федоров, Н.И. Тарасова, Ю.В. Плотникова) заняла несколько самых больших парадных залов Эрмитажа: Николаевский, Гербовый, Пикетный, Кон­цертный, Аванзал и Восточную галерею. Основу выставки составляют одежда и аксессуары, принадлежавшие членам императорской фами­лии и представителям российской аристократии. Это церемониальные, визитные и повседневные, взрослые и детские, маскарадные костюмы, комплекты для верховой езды, мундиры различных родов войск. До­полняют выставку живопись, графика, мебель, дворцовое серебро, ико­ны и предметы религиозного культа, орденские знаки, оружие, доку­менты, печатные издания, фотоматериалы, фарфоровые и стеклянные изделия, игрушки. Всего представлено более 550 предметов.

Большая часть костюмов — мемориальные вещи, принадлежавшие членам царской семьи и приближенным. Зритель увидел образцы пла­тьев из гардероба императоров Петра I и Петра II, «мундирные» платья императрицы Екатерины II, детские костюмчики Александра Павло­вича, форменные костюмы высокопоставленных военных и чиновни­ков, многочисленные наряды императриц Марии Федоровны, супруги Александра III, и Александры Федоровны, супруги Николая II, баль­ные и повседневные туалеты дам из семьи Юсуповых, актрисы В.В. Ка-рахан, отдельные предметы церковного облачения. В одном из залов представлены некоторые маскарадные костюмы и фотографии знаме­нитых «исторических балов», проходивших в Зимнем, Михайловском и Юсуповском дворцах; в другом зале собраны платья для свадебных церемоний, крестин царских детей, траурные наряды.

Экспонаты размещены группами в больших витринах, позволяю­щих разглядеть их со всех сторон в наиболее выигрышном свете; пла­тья удачно дополняются расположенными поблизости туфлями, шляп­ками, перчатками, зонтиками, предметами декоративно-прикладного искусства. Удачно размещенные портреты (работы крупнейших живо­писцев В.Л. Боровиковского, Дж. Доу, О.А. Кипренского, П.Н. Орлова, К.П. Брюллова, И.Н. Крамского и др.) в аналогичных нарядах показы­вают, каким образом они выглядели на плечах дам и кавалеров. На кар­тинах работы Ж. Беккера, Л.Р. Туксена и др., где изображены моменты венчания и коронации русских императоров, показано, сколь важная роль отводилась костюму в создании пышности придворных церемоний.

Роскошные и изысканные наряды царской семьи и придворных — участников разнообразных церемоний (официальных торжеств, при­емов, парадов и балов), проходивших в пышных залах Зимнего дворца, придавали дополнительный блеск российскому двору. Многие пла­тья сохранились чудом и сейчас служат живой иллюстрацией исто­рии костюма; они также демонстрируют личные вкусы их владельцев, творчество знаменитых модельеров и кропотливый труд неизвестных мастеров. Посетители эту роскошь смогли увидеть своими глазами бла­годаря работе современных художников-реставраторов Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа под руко­водством М.В. Денисовой.

Для специалистов и студентов, знакомых с отдельными экспоната­ми по хрестоматийному альбому Т.Т. Коршуновой (1974) и небольшим выставкам, нынешняя экспозиция стала долгожданным событием. Она позволила увидеть эти знакомые платья и многие другие со всех сторон, познакомиться с особенностями их кроя и декорирования, внимательно разглядеть старинные ткани — бархат, парчу, тюль, атлас, креп, муар и др., поразиться искусной вышивкой и шитьем.

Со времен Екатерины Великой за Российским императорским дво­ром прочно утвердилась слава одного из самых блестящих в Европе. Повседневную жизнь царской резиденции и торжественные мероприя­тия обеспечивали служители разных уровней и занятий. О них расска­зывает выставка «„Высочайшего двора служители”. Ливрейный костюм конца XIX — начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа» (куратор Н.И. Тарасова), которая раскинулась в Арапском зале и Ро­тонде Зимнего дворца (17 мая — 21 сентября 2014). Зрителю впервые представлено около 250 предметов костюма и аксессуаров из уникаль­ного эрмитажного комплекса ливрейного платья Русского двора кон­ца XIX — начала XX века.

Придворная ливрея в европейском значении появилась в России при Петре I, окончательно сложилась в правление Екатерины II. В 1796 году были подтверждены основные цвета ливреи (зеленый, красный, золотой) и установлено описание одежды для основных придворных служителей. Полномасштабная реформа военных, гражданских мундиров и лив­рейного костюма была проведена при императоре Александре II. Тща­тельно разработанная ливрейная одежда была утверждена в 1857 году и не претерпела существенных изменений вплоть до 1917 года.

Для служителей было предусмотрено несколько видов формы: по­вседневная, воскресная, парадная, траурная, выходная (то есть улич­ная одежда, для выхода за пределы резиденции), вояжная и рабочая.

Ливрейные костюмы поступали на хранение в Ливрейную кладовую Зимнего дворца, где в конце XIX — начале XX века хранилось более 20 000 предметов одежды, обуви и аксессуаров. Ливрейная кладовая была разграблена в 1917 году и позже превратилась в Склад ливрей­ного платья. Лишь в 1941 году (фактически же в 1946-м) ливрея в чис­ле прочих экспонатов поступила во вновь созданный Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

В Арапском зале и Ротонде, где расположена эта экспозиция, мож­но увидеть не только подлинные костюмы придворных арапов, ка­мер-фурьеров, скороходов, швейцаров и других служителей, но и их фотографии: благодаря нескольким сохранившимся сопроводитель­ным запискам и обнаруженным на ливрейных костюмах надписям се­годня стали известны имена многих их владельцев.

Помимо экспонатов из собрания Эрмитажа, на выставке представ­лены уникальные документы и фотографии из Российского государ­ственного исторического архива, Центрального государственного ар­хива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и личных архивов потомков придворных служителей.

Многие костюмы предстали перед зрителями в первый раз, но неко­торые уже не будут больше демонстрироваться из-за своей хрупкости. Сохранить воспоминания о выставке помогут две брошюры Ю.В. Плот­никовой и Н.И. Тарасовой. Специалистам же в области костюма адресо­ваны богато иллюстрированные научные альбомы-каталоги, выпущен­ные издательством Государственного Эрмитажа. Каталоги включают статьи ведущих специалистов в области костюма, фотографии и под­робные описания каждого экспоната, обширный справочный материал.


Вернуться назад