Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №34, 2014-2015
В Государственном Эрмитаже хранится большая коллекция костюмов XVIII — начала XX века: знаменитое собрание «Гардероб Петра I», повседневные, церемониальные и форменные костюмы русских императоров и императриц, наряды, созданные знаменитыми модельерами Ч. Вортом, П. Пуаре, А. Бризаком, О. Бульбенковой, Н. Ламановой и др. Изредка в Эрмитаже устраиваются небольшие тематические костюмные выставки, в другое время экспонаты путешествуют по всему миру, потрясая воображение публики своей роскошью. В этом году музей устроил своим посетителям поистине царский подарок: 17 мая 2014 года в рамках мероприятий, посвященных 250-летию Эрмитажа и 400-летию Дома Романовых, открылись сразу две выставки, гармонично дополняющие друг друга: «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа» и «„Высочайшего двора служители“. Ливрейный костюм конца XIX — начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа».
Экспозиция «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа» (кураторы: В.А. Федоров, Н.И. Тарасова, Ю.В. Плотникова) заняла несколько самых больших парадных залов Эрмитажа: Николаевский, Гербовый, Пикетный, Концертный, Аванзал и Восточную галерею. Основу выставки составляют одежда и аксессуары, принадлежавшие членам императорской фамилии и представителям российской аристократии. Это церемониальные, визитные и повседневные, взрослые и детские, маскарадные костюмы, комплекты для верховой езды, мундиры различных родов войск. Дополняют выставку живопись, графика, мебель, дворцовое серебро, иконы и предметы религиозного культа, орденские знаки, оружие, документы, печатные издания, фотоматериалы, фарфоровые и стеклянные изделия, игрушки. Всего представлено более 550 предметов.
Большая часть костюмов — мемориальные вещи, принадлежавшие членам царской семьи и приближенным. Зритель увидел образцы платьев из гардероба императоров Петра I и Петра II, «мундирные» платья императрицы Екатерины II, детские костюмчики Александра Павловича, форменные костюмы высокопоставленных военных и чиновников, многочисленные наряды императриц Марии Федоровны, супруги Александра III, и Александры Федоровны, супруги Николая II, бальные и повседневные туалеты дам из семьи Юсуповых, актрисы В.В. Ка-рахан, отдельные предметы церковного облачения. В одном из залов представлены некоторые маскарадные костюмы и фотографии знаменитых «исторических балов», проходивших в Зимнем, Михайловском и Юсуповском дворцах; в другом зале собраны платья для свадебных церемоний, крестин царских детей, траурные наряды.
Экспонаты размещены группами в больших витринах, позволяющих разглядеть их со всех сторон в наиболее выигрышном свете; платья удачно дополняются расположенными поблизости туфлями, шляпками, перчатками, зонтиками, предметами декоративно-прикладного искусства. Удачно размещенные портреты (работы крупнейших живописцев В.Л. Боровиковского, Дж. Доу, О.А. Кипренского, П.Н. Орлова, К.П. Брюллова, И.Н. Крамского и др.) в аналогичных нарядах показывают, каким образом они выглядели на плечах дам и кавалеров. На картинах работы Ж. Беккера, Л.Р. Туксена и др., где изображены моменты венчания и коронации русских императоров, показано, сколь важная роль отводилась костюму в создании пышности придворных церемоний.
Роскошные и изысканные наряды царской семьи и придворных — участников разнообразных церемоний (официальных торжеств, приемов, парадов и балов), проходивших в пышных залах Зимнего дворца, придавали дополнительный блеск российскому двору. Многие платья сохранились чудом и сейчас служат живой иллюстрацией истории костюма; они также демонстрируют личные вкусы их владельцев, творчество знаменитых модельеров и кропотливый труд неизвестных мастеров. Посетители эту роскошь смогли увидеть своими глазами благодаря работе современных художников-реставраторов Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа под руководством М.В. Денисовой.
Для специалистов и студентов, знакомых с отдельными экспонатами по хрестоматийному альбому Т.Т. Коршуновой (1974) и небольшим выставкам, нынешняя экспозиция стала долгожданным событием. Она позволила увидеть эти знакомые платья и многие другие со всех сторон, познакомиться с особенностями их кроя и декорирования, внимательно разглядеть старинные ткани — бархат, парчу, тюль, атлас, креп, муар и др., поразиться искусной вышивкой и шитьем.
Со времен Екатерины Великой за Российским императорским двором прочно утвердилась слава одного из самых блестящих в Европе. Повседневную жизнь царской резиденции и торжественные мероприятия обеспечивали служители разных уровней и занятий. О них рассказывает выставка «„Высочайшего двора служители”. Ливрейный костюм конца XIX — начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа» (куратор Н.И. Тарасова), которая раскинулась в Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца (17 мая — 21 сентября 2014). Зрителю впервые представлено около 250 предметов костюма и аксессуаров из уникального эрмитажного комплекса ливрейного платья Русского двора конца XIX — начала XX века.
Придворная ливрея в европейском значении появилась в России при Петре I, окончательно сложилась в правление Екатерины II. В 1796 году были подтверждены основные цвета ливреи (зеленый, красный, золотой) и установлено описание одежды для основных придворных служителей. Полномасштабная реформа военных, гражданских мундиров и ливрейного костюма была проведена при императоре Александре II. Тщательно разработанная ливрейная одежда была утверждена в 1857 году и не претерпела существенных изменений вплоть до 1917 года.
Для служителей было предусмотрено несколько видов формы: повседневная, воскресная, парадная, траурная, выходная (то есть уличная одежда, для выхода за пределы резиденции), вояжная и рабочая.
Ливрейные костюмы поступали на хранение в Ливрейную кладовую Зимнего дворца, где в конце XIX — начале XX века хранилось более 20 000 предметов одежды, обуви и аксессуаров. Ливрейная кладовая была разграблена в 1917 году и позже превратилась в Склад ливрейного платья. Лишь в 1941 году (фактически же в 1946-м) ливрея в числе прочих экспонатов поступила во вновь созданный Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
В Арапском зале и Ротонде, где расположена эта экспозиция, можно увидеть не только подлинные костюмы придворных арапов, камер-фурьеров, скороходов, швейцаров и других служителей, но и их фотографии: благодаря нескольким сохранившимся сопроводительным запискам и обнаруженным на ливрейных костюмах надписям сегодня стали известны имена многих их владельцев.
Помимо экспонатов из собрания Эрмитажа, на выставке представлены уникальные документы и фотографии из Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и личных архивов потомков придворных служителей.
Многие костюмы предстали перед зрителями в первый раз, но некоторые уже не будут больше демонстрироваться из-за своей хрупкости. Сохранить воспоминания о выставке помогут две брошюры Ю.В. Плотниковой и Н.И. Тарасовой. Специалистам же в области костюма адресованы богато иллюстрированные научные альбомы-каталоги, выпущенные издательством Государственного Эрмитажа. Каталоги включают статьи ведущих специалистов в области костюма, фотографии и подробные описания каждого экспоната, обширный справочный материал.