ИНТЕЛРОС > №20, 2011 > Мир для Марии

Ю. Д.
Мир для Марии


18 декабря 2012

Marimekko — вся жизнь. 60 лет цвета, полосок и форм (Marimekko — A Whole Life. 60 years of Colours, Stripes and Shapes). Музей дизайна, Хельсинки. 18 марта — 29 мая 2011

 

Компания Marimekko пользуется сегодня и в самой Финляндии, и за ее пределами такой же широкой известностью, как Tikkurila и Nokia. К 60-летию Marimekko Музей дизайна в Хельсинки представляет вы­ставку, рассказывающую о становлении и развитии этого националь­ного бренда (ил. см. во вклейке 1). Выставки, посвященные Marimekko, уже проходили в этом же месте и к 35-летию, и к 50-летию компании. Собственно, подобная выставочная активность и есть один из способов продвижения марки. Хранящиеся в музее более 4000 образцов продук­ции Marimekko, архивные материалы и фотодокументация, предостав­ленные самой компанией, позволяют каждый раз создавать совершенно новый выставочный продукт, рассказывающий о неизвестных прежде страницах истории и аспектах деятельности фирмы.

Название открывшейся выставки вполне точно отражает концеп­цию, заложенную при основании компании в 1951 году ее создатель­ницей Арми Ратиа. Целью создания новой дизайнерской фирмы были разработка и предложение населению не просто очередного модного бренда, но стиля, охватывающего все стороны повседневной жизни, а кроме того, яркого и радостного стиля, отражающего финскую иден­тичность. Эта позитивная идея встретила понятный общественный интерес, особенно если учесть, что дело было вскоре после окончания Второй мировой войны, в которой Финляндии принадлежала не самая привлекательная роль, а жизнь была трудна.

Уже с 1950-х годов Marimekko (название компании можно перевести как «платье для Марии») выпускала не только одежду (с 1956 года—и мужскую) и ткани, но и текстиль для дома, посуду, различные хозяй­ственные мелочи, аксессуары, из которых огромной популярностью пользовались сумки, позднее к ним добавились товары для детей, канце­лярские принадлежности, мягкие удобные кресла и еще многое-многое другое, например уже в последние годы—коврики для компьютерных мышек, чехлы для лэптопов, флешки и т.п. В 1960-е годы компанией был даже запущен строительный проект, предполагавший возведение целой деревни—Марикилэ (название, по аналогии с названием компании, так и переводится—деревня для Марии) для работников новой фабри­ки, которую супруги Ратиа собирались построить близ города Порвоо.

Деревенька должна была состоять из образцовых типовых домиков, имевших все современные удобства и готовые интерьеры. Разработку такого дома—Маритало (то есть дом для Марии) поручили одному из самых крупных финских архитекторов тех лет — Аарно Руусувуори, который заодно уж разработал и «сауну для Марии». Один такой образцовый дом — минималистское строение—действительно был со­оружен, однако по причинам экономического характера дальше дело не пошло, и «деревня для Марии» на три с половиной тысячи жителей так и осталась финской социально-архитектурной утопией. Впрочем, «сауна для Марии» была даже запущена в производство: набор из го­товых частей позволял всего лишь за один день собрать комфортную и современную сауну, легкую и удобную в транспортировке и монтаже. Marimekko тут же разработала для сауны полотенца, купальные хала­ты, мыльницы и прочие необходимые аксессуары, еще более расширив свой ассортимент. В конце 1960-х годов фотографии сауны Руусувуори появились едва ли не во всех мировых журналах по дизайну.

В это же время продукция Marimekko замелькала на страницах са­мых разных изданий: от немецкого Schoner Wohnen и французского Elle до американских Life и Vogue. Если добавить к этому, что фотогра­фии беременной Жаклин Кеннеди в платье Marimekko опубликовали едва ли не все мировые таблоиды, то станет понятно, что репутация компании была создана именно в это время. Так что неудивительно, что Marimekko известна не только в Скандинавии, но и по всему свету, а магазины компании с 1960-х годов начали появляться в Стокгольме, Берлине, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке, даже в Токио и Сеуле, где изделия Marimekko считаются признанным эталоном скандинав­ского дизайна.

Разобраться в секрете успеха Marimekko не просто. Предлагаемые фирмой фасоны одежды просты, если не сказать примитивны; только в последние годы, благодаря новому поколению дизайнеров, Marimekko стала предлагать покупателям по-настоящему элегантные вещи, а ши­рочайший ассортимент продукции фирмы пополнился вечерними ту­алетами. В идеологии компании первое место во все времена занима­ли практичность и комфорт, а соответствие модным трендам вежливо отодвигалось на второй план. Более того, в магазинах Marimekko и по сию пору можно увидеть перепевы старых фасонов, не говоря уже об орнаментах и узорах. Винтажные «хиты» былых сезонов продаются наравне с последними разработками, и это уважение к собственной истории — один из рецептов непреходящей славы компании. Знаме­нитые полосатые рубашки Marimekko покупают не столько носталь­гирующие по собственной юности моложавые финские пенсионерки, сколько люди среднего возраста, желающие иметь в гардеробе нечто наподобие реплики экспоната из Музея моды или дизайна.

При этом предпочтение опробованных моделей и традиционного стиля вовсе не является главной отличительной чертой Marimekko. Компания, что называется, держит руку на пульсе времени. Известное во всем мире пристрастие финских дизайнеров к натуральным мате­риалам в начале 1970-х годов было подвергнуто ревизии, и дизайнеры Marimekko стали использовать пластик и другие современные матери­алы, из которых изготавливались книжные полки, вешалки, крючки и прочие хозяйственные мелочи...

Выставка в хельсинском Музее дизайна самым очевидным образом раскрывает рецепт успеха компании. Самой яркой и узнаваемой со­ставляющей всей линейки продукции Marimekko являются ткани с не­обычными запоминающимися рисунками, которые потом переходят и на обложки записных книжек, и на футляры для мобильных телефо­нов, и на детские игрушки. Длинные полотнища тканей Marimekko, подобно ширмам, театральным задникам или кулисам, создают про­странство экспозиции, занявшей весь второй этаж старинного здания в центре финской столицы. Украшающие их орнаменты четко марки­руют смену десятилетий, моды и поколений дизайнеров: Майи Исола, Фудзиво Исимото, Анники Римала и других.

Любопытно, что все то, что на протяжении десятилетий служит оли­цетворением типично финского дизайна, есть не что иное, как пример по-настоящему интернационального подхода. Яркие цвета знаменитых полосок Marimekko были заимствованы из традиционных текстиль­ных изделий народов Латинской Америки, свободного покроя платья и кафтаны, в полном соответствии с модой 1970-х годов, появились в результате пристального внимания к культуре стран Азии и Ближ­него Востока. Узоры славянских народных костюмов и африканские орнаменты сочетались в продукции Marimekko с геометрическим кро­ем, характерным для японской одежды.

Уже с конца 1960-х годов, задолго до общеевропейского японского бума, Marimekko начала сотрудничество с японскими дизайнерами. Традиционная японская эстетика с ее чистотой и ясностью линий и форм оказалась удивительно созвучна финскому представлению об эстетике повседневности. Японцы Катудзи Вакисака и Фудзиво Иси- мото в 1960-1980-е годы создавали рисунки, которые до сих пор служат визитной карточкой компании и используются в самых разных предме­тах. Дизайнерами Marimekko с самого начала разрабатывались ткани- долгожители. Орнаменты, придуманные в 1950-1960-е годы, выпуска­ются компанией и в наши дни, меняется лишь дизайн самих изделий.

Выставку сопровождает видео модных показов разных лет, а также личные истории настоящих фанатов Marimekko со всего света, допол­нить которые своим собственным опытом может любой желающий в режиме онлайн.

Широкая популярность Marimekko во всем мире — результат нема­лого труда руководителей компании и поддержки национальной про­мышленности со стороны официальных лиц Финляндии. Чуть ли не любая финская гостиница и уж во всяком случае каждый второй фин­ский ресторан, не говоря уже об официальных учреждениях, непре­менно украшены панно из принтов Marimekko. В 1970 году Marimekko получила Президентскую экспортную премию, учрежденную прези­дентом Урхо Кекконеном для компаний, не просто имеющих успех на зарубежных рынках, но опыт которых можно рассматривать в качестве примера для других фирм.

Уже с начала 1970-х годов Marimekko заключила ряд лицензионных соглашений с разными странами (в том числе с США и Японией) по производству продукции Marimekko на местах. Marimekko не боится сотрудничать ни с кем, и вот уже появляется совместная продукция с Converse, отныне выпускающей кеды с принтами Marimekko, и с Sharp, упаковывающей мобильные телефоны в корпуса со знаменитыми «ма­ками», придуманными Майей Исола.

При последних владельцах усилилась международная экспансия Marimekko: фирменные магазины теперь открываются не только в европейских столицах, но и в крупных международных аэропортах. На рубеже 2003-2004 годов выставка Marimekko состоялась в Нью- Йорке. Наконец, осенью 2011 года магазин Marimekko появится не где-нибудь, а на Пятой авеню.


Вернуться назад