Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №20, 2011
Marimekko — вся жизнь. 60 лет цвета, полосок и форм (Marimekko — A Whole Life. 60 years of Colours, Stripes and Shapes). Музей дизайна, Хельсинки. 18 марта — 29 мая 2011
Компания Marimekko пользуется сегодня и в самой Финляндии, и за ее пределами такой же широкой известностью, как Tikkurila и Nokia. К 60-летию Marimekko Музей дизайна в Хельсинки представляет выставку, рассказывающую о становлении и развитии этого национального бренда (ил. см. во вклейке 1). Выставки, посвященные Marimekko, уже проходили в этом же месте и к 35-летию, и к 50-летию компании. Собственно, подобная выставочная активность и есть один из способов продвижения марки. Хранящиеся в музее более 4000 образцов продукции Marimekko, архивные материалы и фотодокументация, предоставленные самой компанией, позволяют каждый раз создавать совершенно новый выставочный продукт, рассказывающий о неизвестных прежде страницах истории и аспектах деятельности фирмы.
Название открывшейся выставки вполне точно отражает концепцию, заложенную при основании компании в 1951 году ее создательницей Арми Ратиа. Целью создания новой дизайнерской фирмы были разработка и предложение населению не просто очередного модного бренда, но стиля, охватывающего все стороны повседневной жизни, а кроме того, яркого и радостного стиля, отражающего финскую идентичность. Эта позитивная идея встретила понятный общественный интерес, особенно если учесть, что дело было вскоре после окончания Второй мировой войны, в которой Финляндии принадлежала не самая привлекательная роль, а жизнь была трудна.
Уже с 1950-х годов Marimekko (название компании можно перевести как «платье для Марии») выпускала не только одежду (с 1956 года—и мужскую) и ткани, но и текстиль для дома, посуду, различные хозяйственные мелочи, аксессуары, из которых огромной популярностью пользовались сумки, позднее к ним добавились товары для детей, канцелярские принадлежности, мягкие удобные кресла и еще многое-многое другое, например уже в последние годы—коврики для компьютерных мышек, чехлы для лэптопов, флешки и т.п. В 1960-е годы компанией был даже запущен строительный проект, предполагавший возведение целой деревни—Марикилэ (название, по аналогии с названием компании, так и переводится—деревня для Марии) для работников новой фабрики, которую супруги Ратиа собирались построить близ города Порвоо.
Деревенька должна была состоять из образцовых типовых домиков, имевших все современные удобства и готовые интерьеры. Разработку такого дома—Маритало (то есть дом для Марии) поручили одному из самых крупных финских архитекторов тех лет — Аарно Руусувуори, который заодно уж разработал и «сауну для Марии». Один такой образцовый дом — минималистское строение—действительно был сооружен, однако по причинам экономического характера дальше дело не пошло, и «деревня для Марии» на три с половиной тысячи жителей так и осталась финской социально-архитектурной утопией. Впрочем, «сауна для Марии» была даже запущена в производство: набор из готовых частей позволял всего лишь за один день собрать комфортную и современную сауну, легкую и удобную в транспортировке и монтаже. Marimekko тут же разработала для сауны полотенца, купальные халаты, мыльницы и прочие необходимые аксессуары, еще более расширив свой ассортимент. В конце 1960-х годов фотографии сауны Руусувуори появились едва ли не во всех мировых журналах по дизайну.
В это же время продукция Marimekko замелькала на страницах самых разных изданий: от немецкого Schoner Wohnen и французского Elle до американских Life и Vogue. Если добавить к этому, что фотографии беременной Жаклин Кеннеди в платье Marimekko опубликовали едва ли не все мировые таблоиды, то станет понятно, что репутация компании была создана именно в это время. Так что неудивительно, что Marimekko известна не только в Скандинавии, но и по всему свету, а магазины компании с 1960-х годов начали появляться в Стокгольме, Берлине, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке, даже в Токио и Сеуле, где изделия Marimekko считаются признанным эталоном скандинавского дизайна.
Разобраться в секрете успеха Marimekko не просто. Предлагаемые фирмой фасоны одежды просты, если не сказать примитивны; только в последние годы, благодаря новому поколению дизайнеров, Marimekko стала предлагать покупателям по-настоящему элегантные вещи, а широчайший ассортимент продукции фирмы пополнился вечерними туалетами. В идеологии компании первое место во все времена занимали практичность и комфорт, а соответствие модным трендам вежливо отодвигалось на второй план. Более того, в магазинах Marimekko и по сию пору можно увидеть перепевы старых фасонов, не говоря уже об орнаментах и узорах. Винтажные «хиты» былых сезонов продаются наравне с последними разработками, и это уважение к собственной истории — один из рецептов непреходящей славы компании. Знаменитые полосатые рубашки Marimekko покупают не столько ностальгирующие по собственной юности моложавые финские пенсионерки, сколько люди среднего возраста, желающие иметь в гардеробе нечто наподобие реплики экспоната из Музея моды или дизайна.
При этом предпочтение опробованных моделей и традиционного стиля вовсе не является главной отличительной чертой Marimekko. Компания, что называется, держит руку на пульсе времени. Известное во всем мире пристрастие финских дизайнеров к натуральным материалам в начале 1970-х годов было подвергнуто ревизии, и дизайнеры Marimekko стали использовать пластик и другие современные материалы, из которых изготавливались книжные полки, вешалки, крючки и прочие хозяйственные мелочи...
Выставка в хельсинском Музее дизайна самым очевидным образом раскрывает рецепт успеха компании. Самой яркой и узнаваемой составляющей всей линейки продукции Marimekko являются ткани с необычными запоминающимися рисунками, которые потом переходят и на обложки записных книжек, и на футляры для мобильных телефонов, и на детские игрушки. Длинные полотнища тканей Marimekko, подобно ширмам, театральным задникам или кулисам, создают пространство экспозиции, занявшей весь второй этаж старинного здания в центре финской столицы. Украшающие их орнаменты четко маркируют смену десятилетий, моды и поколений дизайнеров: Майи Исола, Фудзиво Исимото, Анники Римала и других.
Любопытно, что все то, что на протяжении десятилетий служит олицетворением типично финского дизайна, есть не что иное, как пример по-настоящему интернационального подхода. Яркие цвета знаменитых полосок Marimekko были заимствованы из традиционных текстильных изделий народов Латинской Америки, свободного покроя платья и кафтаны, в полном соответствии с модой 1970-х годов, появились в результате пристального внимания к культуре стран Азии и Ближнего Востока. Узоры славянских народных костюмов и африканские орнаменты сочетались в продукции Marimekko с геометрическим кроем, характерным для японской одежды.
Уже с конца 1960-х годов, задолго до общеевропейского японского бума, Marimekko начала сотрудничество с японскими дизайнерами. Традиционная японская эстетика с ее чистотой и ясностью линий и форм оказалась удивительно созвучна финскому представлению об эстетике повседневности. Японцы Катудзи Вакисака и Фудзиво Иси- мото в 1960-1980-е годы создавали рисунки, которые до сих пор служат визитной карточкой компании и используются в самых разных предметах. Дизайнерами Marimekko с самого начала разрабатывались ткани- долгожители. Орнаменты, придуманные в 1950-1960-е годы, выпускаются компанией и в наши дни, меняется лишь дизайн самих изделий.
Выставку сопровождает видео модных показов разных лет, а также личные истории настоящих фанатов Marimekko со всего света, дополнить которые своим собственным опытом может любой желающий в режиме онлайн.
Широкая популярность Marimekko во всем мире — результат немалого труда руководителей компании и поддержки национальной промышленности со стороны официальных лиц Финляндии. Чуть ли не любая финская гостиница и уж во всяком случае каждый второй финский ресторан, не говоря уже об официальных учреждениях, непременно украшены панно из принтов Marimekko. В 1970 году Marimekko получила Президентскую экспортную премию, учрежденную президентом Урхо Кекконеном для компаний, не просто имеющих успех на зарубежных рынках, но опыт которых можно рассматривать в качестве примера для других фирм.
Уже с начала 1970-х годов Marimekko заключила ряд лицензионных соглашений с разными странами (в том числе с США и Японией) по производству продукции Marimekko на местах. Marimekko не боится сотрудничать ни с кем, и вот уже появляется совместная продукция с Converse, отныне выпускающей кеды с принтами Marimekko, и с Sharp, упаковывающей мобильные телефоны в корпуса со знаменитыми «маками», придуманными Майей Исола.
При последних владельцах усилилась международная экспансия Marimekko: фирменные магазины теперь открываются не только в европейских столицах, но и в крупных международных аэропортах. На рубеже 2003-2004 годов выставка Marimekko состоялась в Нью- Йорке. Наконец, осенью 2011 года магазин Marimekko появится не где-нибудь, а на Пятой авеню.