ИНТЕЛРОС > №26 ,2013 > Ле Корбюзье. Живая архитектура Любовь Артемьева
|
«Тайны творчества. Между живописью и архитектурой». ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. 25 сентября — 18 ноября 2012
Под заголовком «Ле Корбюзье возвращается в Москву» в конце сентября в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась большая юбилейная выставка, посвященная 125-летию архитектора, живописца, дизайнера, издателя, крупнейшей фигуры современной урбанистики Шарля-Эдуара Жаннере-Гри (Ле Корбюзье 1887-1965). Ле Корбюзье стоял у истоков творческого осмысления идеи современности в XX веке. С появлением автомобилей, поездов, самолетов, фотографии и кино возрастают темпы жизни, ее динамика и стремление к достижению новых перспектив, меняются представления обо всем: времени, пространстве и месте в нем человека. Это был век не только грандиозных политических экспериментов и войн, но и рождения новых стандартов тела человека, его внешнего облика и окружающего пространства. Ле Корбюзье активно проживал эту современность и формировал ее облик. Он создал более 400 архитектурных проектов, 75 из которых были осуществлены в двенадцати странах мира, издал 40 книг. Во время путешествий по миру и выполнения заказов в Швейцарии, Франции, Италии, Германии, Австрии, США, Аргентине, Алжире, Индии архитектором было создано огромное количество картин, эскизов, моделей. Сегодня они рассеяны по крупнейшим музеям и частным коллекциям. Экспонаты юбилейной выставки в Москве представили фонд Ле Корбюзье, музеи дизайна в Цюрихе (Швейцария) и «Витра» (Германия), библиотека в Ла-Шо-де-Фон (Швейцария), музей архитектуры им. А.В. Щусева (Москва). Куратором и автором концепции выставки стал Жан-Луи Коэн, крупнейший специалист по творчеству Ле Корбюзье и коллекционер. Актуальность Ле Корбюзье для нашего общества подтверждается не только экспонированием его работ, но и включением их в современные арт-проекты. Серии фотографий художника Ричарда Пэра, снявшего сохранившиеся здания Ле Корбюзье при помощи техники хромогенной печати, словно дают им вторую жизнь. Обширное наследие Ле Корбюзье на выставке представлено тематическими разделами, отражающими основные этапы в развитии искусства XX столетия. Особый ракурс выставки, отмечает Жан-Луи Коэн, составляет сопоставление различных сфер искусства, в которых нашел отражение творческий дар художника и архитектора. Первый раздел выставки посвящен профессиональному становлению Шарля Эдуара Жаннере. Здесь представлены материалы о том, как он учился в Школе искусств в Ла-Шо-де-Фон гравировке часовых корпусов и рисованию у преподавателя школы художника Леплатенье, привившего будущему архитектору вкус к рисованию, в дальнейшем рисунок стал для Ле Корбюзье способом выявить отличительные черты вещи или местности. Тут показаны зарисовки, сделанные во время первых учебных путешествий Жаннере по Европе, Турции, Балканам, вошедшие в багаж его архитектурных форм. В 1917-1920 годах с переездом художника в Париж происходило знакомство с художественными кругами: архитектором Огюстом Пере, передавшим Жаннере интерес к железобетону, с художником Амеде Озанфаном его объединяло создание картин в стиле пуризм. Обыденные повседневные вещи: бутылки, стойки в барах, графины — на их картинах изображаются как лаконичные формы, и ведется наблюдение за их взаимодействием на плоскости картины. Эти опыты представлены натюрмортами со стопкой тарелок (1920), с красной скрипкой (1920) и др. Далее в конце 1920-х — 1930-е годы Ле Корбюзье создает картины, объединяющие антропоморфные изображения людей, вещи, отдельные фрагменты обитаемого пространства («Женщина — устрица», 1935; «Натюрморт с грушей», 1929; «Сен-Сюльпис», 1931). Эти картины изображают плоские, смещенные пространства и объекты, они, с точки зрения авторов каталога, повторяют динамику внутренних пространств новой белой архитектуры пуризма. Здесь же показаны и первые опыты по созданию в архитектуре лаконичных геометрических конструкций из железобетона. Это были виллы с применением ленточного остекления стен, системой пандусов и винтообразной лестницей в центре, открывавшей вид на всю внутреннюю структуру здания: виллы банкира Рауля Ла Роша и брата Альбера Жаннере, виллы Стайн де Монзи (Гарш, Франция, 1926), а также вилла Савой (Пуасси, Франция, 1929-1930) (Коэн 2012: 79). Вилла Савой хорошо известна в истории архитектуры в качестве одного из самых совершенных образцов архитектуры функционализма, это здание, предполагающее свободу движения и обзора интерьера и окружающего ландшафта. Оно построено по принципу так называемой «архитектурной прогулки» по различным его уровням. Начавшая разрушаться к середине ХХ века вилла хорошо задокументирована. В 1959 году ее фотографирует и снимает фильм о жизни в ней друг архитектора Рене Бюрри: приезд машин с гостями на виллу, занятия спортом на террасе. Кинокадры запечатлели тот современный динамичный образ жизни, пространство для которого и было создано Ле Корбюзье. Попутно в 1920-1930-е годы архитектор предпринимает первые опыты создания дешевого жилья для рабочих на основе жилых модулей — железобетонных геометрических оболочек, поднятых на бетонные сваи, с террасами на крыше (проект дома ИНО, современные кварталы Фрюжес, 1924-1925; дома в поселке Вайсенхоф в Штутгарте, Германия, 1927). Занимаясь проектами жилья, Корбюзье создает планы публичных пространств, построенные согласно принципам динамики городского ландшафта. Например, план Вуазен, предполагавший восстановление и перестройку центра Парижа, проект дворца Лиги наций (1924). В 1920-1930-е годы, сблизившись с Озанфаном и кругом молодых художников и дизайнеров, Ле Корбюзье активно участвует в международных выставках по дизайну жилого пространства. На осенней выставке 1929 года он создает павильон, демонстрируя дизайн мебели в стиле функционализма. Его мебель — это простые геометрические по форме столы, стулья, кресло-качалка на основе металлических конструкций в стиле баухаус, но снабженные мягкими удобными подушками. Эта мебель сразу стала востребованной, сегодня ее производит фирма Cassina Spa, и ее продукция показана на выставке как подтверждение актуальности работ Ле Корбюзье. В 1920 году Ле Корбюзье с Озанфаном начинают издавать журнал Esprit Nouveau (1920-1925), в котором печатались статьи о современной архитектуре и искусстве, актуальных политических проблемах. Это было начало его издательской деятельности, направленной на создание, защиту и распространение новых принципов искусства. В череду выпускаемых им изданий входят его труды по архитектуре и урбанистике: «К архитектуре» (1923), «Урбанизм (Планировка города)» (1925), «Живая архитектура» (1927-1933) и др. В послевоенной Европе Ле Корбюзье прилагает огромные усилия для создания проектов жилья. В Марселе в 1950-1960-х годах он строит «жилую единицу» для людей, чьи дома были разрушены. Дома стоят на опорах, вмещающих все коммуникации, а сам дом включает в себя систему переходов и помещений, выполняющих социальные функции: детский сад, гостиницу, спортивный зал. Фотосъемкой Рене Бюрри, фотографиями и макетами «жилой единицы» открывается тема поздних проектов мастера, посвященная опыту синтеза искусств в 1950-1960-х годах. На выставке представлены восходящие к Пикассо живописные образы: серии фигур женщин, быков (там же: 90). В эти серии входят и шерстяные гобелены, отражающие увлечение примитивным искусством. Гобелены придавали мотивам вечного архаического прошлого особый домашний оттенок. Освоением форм монументального искусства стали для него скульптуры из красного дерева, созданные совместно с краснодеревщиком Жозефом Савином в 1946-1947 годах. В это время архитектор Ле Корбюзье обращается к исследованию природных форм. Он собирает минералы, ракушки, панцири морских организмов и скульптуру древних культур Востока. Согласно записи его интервью на радио в 1950-е годы, они — источник форм, обращенных к воображению человека, и благодаря этому могут быть использованы в архитектуре. Природный ландшафт, окружающий постройки, уникальные объекты в нем, параметры тела человека являются для Ле Корбюзье основой для создания новых архитектурных форм. Так, перекрытие капеллы в Роншане (1955) повторяет рисунок панциря краба, найденного архитектором на берегу Лонг-Айленда, а рисунок стен — одновременно крылья самолета и древние крепости. Природному и культурному ландшафту следует логика проектов административного центра для индийского Чандигарха (1947-1960), повторяющих асимметрию комплексов древних моголов. Особый раздел экспозиции составляют материалы о взаимоотношениях Ле Корбюзье и Советской России. Архитектор был в нашей стране трижды — в 1928, 1929 и 1930 годах. В ходе знакомства с Москвой он создает схему крупного градостроительного плана «Лучезарного города», в 1930-1932 годах он участвует в конкурсе на строительство Дворца Советов, предложив проект с гигантскими бетонными арками и системой пандусов. Однако единственным построенным Ле Корбюзье в Москве зданием был Дом Центросоюза (1928-1930), в котором нашла отражение схема «архитектурной прогулки»: точно рассчитанная система пандусов и световых колодцев. На выставке представлены работы московских архитекторов братьев Весниных и М. Гинзбурга, концепции которых были близки мастеру. Об их постройках нам дает представление Дом Наркомфина в Москве (1928-1929). На протяжении своей карьеры Ле Корбюзье занимался разработкой архитектурных принципов и организацией пространства современных городов. Он издал Модулор, манифест архитектуры, соразмерной человеку и природе. Сегодня воплощением этого идеала для нас служат здания Ле Корбюзье в Индии, Японии и Швейцарии.
Литература Коэн 2012 — Коэн Ж.-Л. Путешествие по современности // Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2012. Вернуться назад |