Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №26 ,2013

Любовь Артемьева
Ле Корбюзье. Живая архитектура

«Тайны творчества. Между живописью и архитектурой». ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. 25 сентября — 18 ноября 2012

 

Под заголовком «Ле Корбюзье возвращается в Москву» в конце сентя­бря в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась большая юбилейная выстав­ка, посвященная 125-летию архитектора, живописца, дизайнера, изда­теля, крупнейшей фигуры современной урбанистики Шарля-Эдуара Жаннере-Гри (Ле Корбюзье 1887-1965).

Ле Корбюзье стоял у истоков творческого осмысления идеи совре­менности в XX веке. С появлением автомобилей, поездов, самолетов, фотографии и кино возрастают темпы жизни, ее динамика и стрем­ление к достижению новых перспектив, меняются представления обо всем: времени, пространстве и месте в нем человека. Это был век не только грандиозных политических экспериментов и войн, но и рож­дения новых стандартов тела человека, его внешнего облика и окру­жающего пространства. Ле Корбюзье активно проживал эту совре­менность и формировал ее облик. Он создал более 400 архитектурных проектов, 75 из которых были осуществлены в двенадцати странах мира, издал 40 книг.

Во время путешествий по миру и выполнения заказов в Швейцарии, Франции, Италии, Германии, Австрии, США, Аргентине, Алжире, Ин­дии архитектором было создано огромное количество картин, эскизов, моделей. Сегодня они рассеяны по крупнейшим музеям и частным коллекциям. Экспонаты юбилейной выставки в Москве представили фонд Ле Корбюзье, музеи дизайна в Цюрихе (Швейцария) и «Витра» (Германия), библиотека в Ла-Шо-де-Фон (Швейцария), музей архи­тектуры им. А.В. Щусева (Москва). Куратором и автором концепции выставки стал Жан-Луи Коэн, крупнейший специалист по творчеству Ле Корбюзье и коллекционер.

Актуальность Ле Корбюзье для нашего общества подтверждается не только экспонированием его работ, но и включением их в современные арт-проекты. Серии фотографий художника Ричарда Пэра, снявшего сохранившиеся здания Ле Корбюзье при помощи техники хромогенной печати, словно дают им вторую жизнь.

Обширное наследие Ле Корбюзье на выставке представлено темати­ческими разделами, отражающими основные этапы в развитии искус­ства XX столетия. Особый ракурс выставки, отмечает Жан-Луи Коэн, составляет сопоставление различных сфер искусства, в которых нашел отражение творческий дар художника и архитектора.

Первый раздел выставки посвящен профессиональному становле­нию Шарля Эдуара Жаннере. Здесь представлены материалы о том, как он учился в Школе искусств в Ла-Шо-де-Фон гравировке часовых корпусов и рисованию у преподавателя школы художника Леплатенье, привившего будущему архитектору вкус к рисованию, в дальнейшем рисунок стал для Ле Корбюзье способом выявить отличительные чер­ты вещи или местности. Тут показаны зарисовки, сделанные во время первых учебных путешествий Жаннере по Европе, Турции, Балканам, вошедшие в багаж его архитектурных форм. В 1917-1920 годах с пере­ездом художника в Париж происходило знакомство с художествен­ными кругами: архитектором Огюстом Пере, передавшим Жаннере интерес к железобетону, с художником Амеде Озанфаном его объеди­няло создание картин в стиле пуризм. Обыденные повседневные вещи: бутылки, стойки в барах, графины — на их картинах изображаются как лаконичные формы, и ведется наблюдение за их взаимодействи­ем на плоскости картины. Эти опыты представлены натюрмортами со стопкой тарелок (1920), с красной скрипкой (1920) и др. Далее в кон­це 1920-х — 1930-е годы Ле Корбюзье создает картины, объединяющие антропоморфные изображения людей, вещи, отдельные фрагменты обитаемого пространства («Женщина — устрица», 1935; «Натюрморт с грушей», 1929; «Сен-Сюльпис», 1931). Эти картины изображают плос­кие, смещенные пространства и объекты, они, с точки зрения авторов каталога, повторяют динамику внутренних пространств новой белой архитектуры пуризма.

Здесь же показаны и первые опыты по созданию в архитектуре лако­ничных геометрических конструкций из железобетона. Это были вил­лы с применением ленточного остекления стен, системой пандусов и винтообразной лестницей в центре, открывавшей вид на всю внутрен­нюю структуру здания: виллы банкира Рауля Ла Роша и брата Альбера Жаннере, виллы Стайн де Монзи (Гарш, Франция, 1926), а также вилла Савой (Пуасси, Франция, 1929-1930) (Коэн 2012: 79).

Вилла Савой хорошо известна в истории архитектуры в качестве одного из самых совершенных образцов архитектуры функциона­лизма, это здание, предполагающее свободу движения и обзора инте­рьера и окружающего ландшафта. Оно построено по принципу так называемой «архитектурной прогулки» по различным его уровням. Начавшая разрушаться к середине ХХ века вилла хорошо задокумен­тирована. В 1959 году ее фотографирует и снимает фильм о жизни в ней друг архитектора Рене Бюрри: приезд машин с гостями на виллу, занятия спортом на террасе. Кинокадры запечатлели тот современный динамичный образ жизни, пространство для которого и было созда­но Ле Корбюзье.

Попутно в 1920-1930-е годы архитектор предпринимает первые опыты создания дешевого жилья для рабочих на основе жилых мо­дулей — железобетонных геометрических оболочек, поднятых на бе­тонные сваи, с террасами на крыше (проект дома ИНО, современные кварталы Фрюжес, 1924-1925; дома в поселке Вайсенхоф в Штутгарте, Германия, 1927). Занимаясь проектами жилья, Корбюзье создает пла­ны публичных пространств, построенные согласно принципам дина­мики городского ландшафта. Например, план Вуазен, предполагав­ший восстановление и перестройку центра Парижа, проект дворца Лиги наций (1924).

В 1920-1930-е годы, сблизившись с Озанфаном и кругом молодых ху­дожников и дизайнеров, Ле Корбюзье активно участвует в международ­ных выставках по дизайну жилого пространства. На осенней выставке 1929 года он создает павильон, демонстрируя дизайн мебели в стиле функционализма. Его мебель — это простые геометрические по фор­ме столы, стулья, кресло-качалка на основе металлических конструк­ций в стиле баухаус, но снабженные мягкими удобными подушками. Эта мебель сразу стала востребованной, сегодня ее производит фирма Cassina Spa, и ее продукция показана на выставке как подтверждение актуальности работ Ле Корбюзье.

В 1920 году Ле Корбюзье с Озанфаном начинают издавать журнал Esprit Nouveau (1920-1925), в котором печатались статьи о современ­ной архитектуре и искусстве, актуальных политических проблемах. Это было начало его издательской деятельности, направленной на соз­дание, защиту и распространение новых принципов искусства. В че­реду выпускаемых им изданий входят его труды по архитектуре и ур­банистике: «К архитектуре» (1923), «Урбанизм (Планировка города)» (1925), «Живая архитектура» (1927-1933) и др.

В послевоенной Европе Ле Корбюзье прилагает огромные усилия для создания проектов жилья. В Марселе в 1950-1960-х годах он строит «жилую единицу» для людей, чьи дома были разрушены. Дома стоят на опорах, вмещающих все коммуникации, а сам дом включает в себя систему переходов и помещений, выполняющих социальные функции: детский сад, гостиницу, спортивный зал.

Фотосъемкой Рене Бюрри, фотографиями и макетами «жилой еди­ницы» открывается тема поздних проектов мастера, посвященная опы­ту синтеза искусств в 1950-1960-х годах. На выставке представлены вос­ходящие к Пикассо живописные образы: серии фигур женщин, быков (там же: 90). В эти серии входят и шерстяные гобелены, отражающие увлечение примитивным искусством. Гобелены придавали мотивам вечного архаического прошлого особый домашний оттенок. Освое­нием форм монументального искусства стали для него скульптуры из красного дерева, созданные совместно с краснодеревщиком Жозефом Савином в 1946-1947 годах.

В это время архитектор Ле Корбюзье обращается к исследованию природных форм. Он собирает минералы, ракушки, панцири морских организмов и скульптуру древних культур Востока. Согласно записи его интервью на радио в 1950-е годы, они — источник форм, обращен­ных к воображению человека, и благодаря этому могут быть исполь­зованы в архитектуре.

Природный ландшафт, окружающий постройки, уникальные объек­ты в нем, параметры тела человека являются для Ле Корбюзье основой для создания новых архитектурных форм. Так, перекрытие капеллы в Роншане (1955) повторяет рисунок панциря краба, найденного ар­хитектором на берегу Лонг-Айленда, а рисунок стен — одновременно крылья самолета и древние крепости.

Природному и культурному ландшафту следует логика проектов административного центра для индийского Чандигарха (1947-1960), повторяющих асимметрию комплексов древних моголов.

Особый раздел экспозиции составляют материалы о взаимоотноше­ниях Ле Корбюзье и Советской России. Архитектор был в нашей стране трижды — в 1928, 1929 и 1930 годах. В ходе знакомства с Москвой он создает схему крупного градостроительного плана «Лучезарного города», в 1930-1932 годах он участвует в конкурсе на строительство Дворца Советов, предложив проект с гигантскими бетонными арка­ми и системой пандусов. Однако единственным построенным Ле Кор­бюзье в Москве зданием был Дом Центросоюза (1928-1930), в котором нашла отражение схема «архитектурной прогулки»: точно рассчитан­ная система пандусов и световых колодцев. На выставке представлены работы московских архитекторов братьев Весниных и М. Гинзбурга, концепции которых были близки мастеру. Об их постройках нам дает представление Дом Наркомфина в Москве (1928-1929).

На протяжении своей карьеры Ле Корбюзье занимался разработкой архитектурных принципов и организацией пространства современных городов. Он издал Модулор, манифест архитектуры, соразмерной че­ловеку и природе. Сегодня воплощением этого идеала для нас служат здания Ле Корбюзье в Индии, Японии и Швейцарии.

 

Литература

Коэн 2012 — Коэн Ж.-Л. Путешествие по современности // Ле Корбю­зье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2012.



Другие статьи автора: Артемьева Любовь

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба