ИНТЕЛРОС > №26 ,2013 > Уникальная универсальность Ольга Аннанурова
|
The Little Black Jacket: CHANEL's classic revisited by Karl Lagerfeld and Carine Roitfeld. Центральный выставочный зал ARTPLAY, Москва. 20 октября — 11 ноября 2012
Вслед за Токио, Нью-Йорком, Тайбэем, Гонконгом и Лондоном в Москве прошла выставка фотографий из книги Карла Лагерфельда «The Little Black Jacket: CHANEL's classic revisited by Karl Lagerfeld and Carine Roitfeld». Это более ста фотопортретов людей мира моды, кино, театра, шоу-бизнеса, современного искусства (иллюстрации см. во вклейках 2 и 3). Все они облачены в жакет одной и той же знаменитой модели. Маленький черный твидовый жакет с круглой горловиной, без воротника, с застежкой на крупные пуговицы, рукавами в три четверти и отделкой тесьмой был придуман Коко Шанель в начале 1950-х годов. Произведение, в котором, как и во многих других, сказалось заимствование Шанель предметов мужского гардероба, ознаменовало ее возвращение в большую моду. Почти сразу жакет завоевывает популярность, а теперь, спустя полвека, это уже не предмет модного гардероба, а настоящая классика. Несмотря на то что в фокусе внимания — вещь, не меньшую роль играют образы, которые создаются с ее помощью. Глава дома моды Chanel и фотограф Карл Лагерфельд и его соавтор — стилист, бывший редактор французского Vogue Карин Ройтфельд позволили себе и своим моделям делать с жакетом все что угодно. Смена аксессуаров, позы, жеста — и предмет одежды с легкостью меняет свое значение, а заодно и того, кто в него облачен. Кто-то играет себя, как, например, Джейн Биркин, Шарлотта Генсбур, София Коппола, другие предстают в самых разнообразных амплуа. Ума Турман перевоплотилась в Марлен Дитрих, Виржини Ледуайен предстала в кринолине и парике, Клаудиа Шиф- фер стала горничной в кружевном фартуке, Фрейя Беха — монахиней, Кико Мидзухара — гейшей, и это далеко не все сюжеты. Наконец, сама Карин Ройтфельд в узнаваемой шляпке, бусах и браслетах примеряет роль собственно Коко Шанель. Здесь присутствует весь спектр значений «естественного» и «постановочного», которые не разведены по разным полюсам, а оказываются в непосредственной близости. Но не рискует ли маленький черный жакет потеряться в этой полифонии образов, превратившись лишь в одну из деталей, необходимых для их создания? Скорее, благодаря такому смешению проявляется, возможно, главная черта вещи — способность одновременно быть униформой и конструировать индивидуальность. Маленький черный жакет оказывается уместен в любых сочетаниях, и наброшенный на обнаженное тело, и даже в качестве головного убора. Он уникален и универсален, как и его черный цвет, который по своему значению одновременно насыщен и стерт, значителен и имперсонален, «никакой» и «самый» (Харви 2010). Черный крупнофактурный твид жакета удачно передан на снимках благодаря особенностям печати и выбранному освещению (в зале довольно темно, направленный свет дан только на изображения). Фотографии напечатаны на холсте, и на расстоянии можно не заметить особенности техники, но, если присмотреться, оказывается, что вся поверхность снимка превращается в «твид». И модели, и фон при внимательном изучении распадаются на множество черных и белых точек; все, что относится к содержанию снимка, уходит на второй план, уступая выразительности фактуры. Этот прием дополнительно сближает запечатленный предмет и фотографию как таковую. Мода как инструмент создания образа и фотография изначально похожи. Вместе с одеждой мы примеряем на себя характерные телесные практики, оказываясь перед объективом, также выстраиваем образ, «достойный» быть зафиксированным. Здесь же смысловая связь проявляется и в материальной основе: «ткань» отпечатка столь же важна, как и ткань костюма, а процесс кроя, шитья и отделки знаменитого жакета (он представлен в небольшом видеофрагменте на сайте выставки) может напоминать кропотливый процесс проявки и печати фотоснимка. Одновременное сочетание универсальности и уникальности могло бы сместить акценты, поставить вопрос о том, что и почему мы готовы считать модным. Понимание моды связано в культуре с изменением, движением, новизной. Здесь же мы сталкиваемся с обратной ситуацией: мода на жакет Chanel, как и мода на черное, «имеет тенденцию к долговечности», становится антимодой (там же). Однако «модное» в своем упрощенном значении на выставке заявляет о себе достаточно громко. Экспозиция может служить руководством по модной фотографии. На ней присутствуют все характерные для студийной съемки позы, жесты, мимика: руки в карманах, скрещены на груди, поднесены к лицу; кто-то держит сигарету, сумку, другие аксессуары; взгляды устремлены в камеру и за пределы кадра, опущены или отведены в сторону. Благодаря такой постановке тел в сочетании с другими условностями кадра — нейтральным фоном, студийным освещением, идеальной ретушью, а также «звездности» моделей мы как зрители с легкостью готовы описывать видимые изображения в понятиях «моды-гламура», которые во многом перекрывают возможные более сложные значения. Выходя за пределы экспозиции, тема выставки продолжается в оформлении витрин магазинов Chanel. В витрине магазина на Петровке на манекенах жакеты из последних коллекций, но несколько твидовых жакетов серых оттенков просто висят в витрине на вешалке, отчасти напоминая экспозиционный прием, который блестяще был применен в 2007 году на выставке «Шанель. По законам искусства». Параллельно с твидами на ней были представлены произведения Джона Констебля, Дидье Марселя, Энди Уорхола, Даниэля Бюрена. На таком пересечении тканей, вещей и произведений искусства выстраивался тонкий смысловой ряд, который зритель вынужден был разгадывать. Здесь же нет ни подобных многозначных конструкций, ни готовых образов, представленных в фотографиях Лагерфельда. Тем не менее жакету Chanel уже не удастся остаться «просто вещью». Даже вне контекста он таит в себе обещание раскрыть любое из своих многочисленных значений и нарушить границу между уникальным и универсальным.
Литература Харви 2010 — Харви Дж. Люди в черном. Москва, 2010. Chanel 2007 — Chanel: L'art comme universe / Шанель. По законам искусства. Каталог выставки. Москва, 2007. Сайт выставки thelittleblackjacket.chanel.com. Вернуться назад |