Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №26 ,2013

Ольга Аннанурова
Уникальная универсальность
Просмотров: 749

The Little Black Jacket: CHANEL's classic revisited by Karl Lagerfeld and Carine Roitfeld. Центральный выставочный зал ARTPLAY, Москва. 20 октября — 11 ноября 2012

 

Вслед за Токио, Нью-Йорком, Тайбэем, Гонконгом и Лондоном в Москве прошла выставка фотографий из книги Карла Лагерфельда «The Little Black Jacket: CHANEL's classic revisited by Karl Lagerfeld and Carine Roitfeld». Это более ста фотопортретов людей мира моды, кино, теат­ра, шоу-бизнеса, современного искусства (иллюстрации см. во вклей­ках 2 и 3). Все они облачены в жакет одной и той же знаменитой моде­ли. Маленький черный твидовый жакет с круглой горловиной, без во­ротника, с застежкой на крупные пуговицы, рукавами в три четверти и отделкой тесьмой был придуман Коко Шанель в начале 1950-х годов. Произведение, в котором, как и во многих других, сказалось заимство­вание Шанель предметов мужского гардероба, ознаменовало ее возвра­щение в большую моду. Почти сразу жакет завоевывает популярность, а теперь, спустя полвека, это уже не предмет модного гардероба, а на­стоящая классика.

Несмотря на то что в фокусе внимания — вещь, не меньшую роль играют образы, которые создаются с ее помощью. Глава дома моды Chanel и фотограф Карл Лагерфельд и его соавтор — стилист, бывший редактор французского Vogue Карин Ройтфельд позволили себе и сво­им моделям делать с жакетом все что угодно. Смена аксессуаров, позы, жеста — и предмет одежды с легкостью меняет свое значение, а заодно и того, кто в него облачен. Кто-то играет себя, как, например, Джейн Биркин, Шарлотта Генсбур, София Коппола, другие предстают в самых разнообразных амплуа. Ума Турман перевоплотилась в Марлен Дитрих, Виржини Ледуайен предстала в кринолине и парике, Клаудиа Шиф- фер стала горничной в кружевном фартуке, Фрейя Беха — монахиней, Кико Мидзухара — гейшей, и это далеко не все сюжеты. Наконец, сама Карин Ройтфельд в узнаваемой шляпке, бусах и браслетах примеряет роль собственно Коко Шанель. Здесь присутствует весь спектр значений «естественного» и «постановочного», которые не разведены по разным полюсам, а оказываются в непосредственной близости.

Но не рискует ли маленький черный жакет потеряться в этой по­лифонии образов, превратившись лишь в одну из деталей, необходи­мых для их создания? Скорее, благодаря такому смешению проявляет­ся, возможно, главная черта вещи — способность одновременно быть униформой и конструировать индивидуальность. Маленький черный жакет оказывается уместен в любых сочетаниях, и наброшенный на обнаженное тело, и даже в качестве головного убора. Он уникален и универсален, как и его черный цвет, который по своему значению од­новременно насыщен и стерт, значителен и имперсонален, «никакой» и «самый» (Харви 2010).

Черный крупнофактурный твид жакета удачно передан на сним­ках благодаря особенностям печати и выбранному освещению (в зале довольно темно, направленный свет дан только на изображения). Фо­тографии напечатаны на холсте, и на расстоянии можно не заметить особенности техники, но, если присмотреться, оказывается, что вся по­верхность снимка превращается в «твид». И модели, и фон при внима­тельном изучении распадаются на множество черных и белых точек; все, что относится к содержанию снимка, уходит на второй план, усту­пая выразительности фактуры.

Этот прием дополнительно сближает запечатленный предмет и фо­тографию как таковую. Мода как инструмент создания образа и фото­графия изначально похожи. Вместе с одеждой мы примеряем на себя характерные телесные практики, оказываясь перед объективом, так­же выстраиваем образ, «достойный» быть зафиксированным. Здесь же смысловая связь проявляется и в материальной основе: «ткань» от­печатка столь же важна, как и ткань костюма, а процесс кроя, шитья и отделки знаменитого жакета (он представлен в небольшом видео­фрагменте на сайте выставки) может напоминать кропотливый про­цесс проявки и печати фотоснимка.

Одновременное сочетание универсальности и уникальности могло бы сместить акценты, поставить вопрос о том, что и почему мы готовы считать модным. Понимание моды связано в культуре с изменением, движением, новизной. Здесь же мы сталкиваемся с обратной ситуа­цией: мода на жакет Chanel, как и мода на черное, «имеет тенденцию к долговечности», становится антимодой (там же).

Однако «модное» в своем упрощенном значении на выставке заяв­ляет о себе достаточно громко. Экспозиция может служить руковод­ством по модной фотографии. На ней присутствуют все характерные для студийной съемки позы, жесты, мимика: руки в карманах, скреще­ны на груди, поднесены к лицу; кто-то держит сигарету, сумку, другие аксессуары; взгляды устремлены в камеру и за пределы кадра, опуще­ны или отведены в сторону. Благодаря такой постановке тел в сочета­нии с другими условностями кадра — нейтральным фоном, студий­ным освещением, идеальной ретушью, а также «звездности» моделей мы как зрители с легкостью готовы описывать видимые изображения в понятиях «моды-гламура», которые во многом перекрывают возмож­ные более сложные значения.

Выходя за пределы экспозиции, тема выставки продолжается в оформлении витрин магазинов Chanel. В витрине магазина на Петровке на манекенах жакеты из последних коллекций, но несколько твидовых жакетов серых оттенков просто висят в витрине на вешал­ке, отчасти напоминая экспозиционный прием, который блестяще был применен в 2007 году на выставке «Шанель. По законам искус­ства». Параллельно с твидами на ней были представлены произведе­ния Джона Констебля, Дидье Марселя, Энди Уорхола, Даниэля Бюрена. На таком пересечении тканей, вещей и произведений искусства выстраивался тонкий смысловой ряд, который зритель вынужден был разгадывать. Здесь же нет ни подобных многозначных конструкций, ни готовых образов, представленных в фотографиях Лагерфельда. Тем не менее жакету Chanel уже не удастся остаться «просто вещью». Даже вне контекста он таит в себе обещание раскрыть любое из своих многочисленных значений и нарушить границу между уникальным и универсальным.

 

Литература

Харви 2010 — Харви Дж. Люди в черном. Москва, 2010.

Chanel 2007 — Chanel: L'art comme universe / Шанель. По законам ис­кусства. Каталог выставки. Москва, 2007.

Сайт выставки

thelittleblackjacket.chanel.com.



Другие статьи автора: Аннанурова Ольга

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба