ИНТЕЛРОС > №27, 2013 > В поисках нестабильности: текстильная архитектура

Метте Рамсгард, Томсен Карин Бек
В поисках нестабильности: текстильная архитектура


14 мая 2013

Метте Рамсгард Томсен (Mette Ramsgard Thomsen) — архитектор, работающая с цифровыми технологиями. Профессор факультета архитектуры Королевской академии изящных искусств, где она возглавляет Центр информационных технологий и архитектуры.

Карин Бек (Karin Bech) — архитектор, занимаю­щаяся практическими исследованиями в Центре информационных технологий и архитектуры в Копенгагене. Соучредитель архитектурного бюро Byen Sover.

Статья впервые опубликована в журнале TextileThe Journal of Cloth andCulture (2012. Vol. 10.3)

 

Введение

При разработке «умного текстиля» используются токопроводящие и резистивные волокна, которые позволяют материалу при посредстве электроники реагировать на внешние раздражители. В этом направ­лении были достигнуты определенные успехи: появились ткани с различными сенсорами, способные нагреваться, менять цвет или форму и светиться (Braddock & O'Mahoney 2005; McQuaid 2005). Эти технологические достижения способствуют появлению новых материальных практик, в контексте которых категории динамичности и трансфор­мации становятся элементами дизайнерских стратегий. В настоящей работе мы пытаемся понять, какое влияние подобные технологии могут оказывать на архитектурное мышление и конструирование или, иными словами, что произойдет, если использовать описываемые методы в масштабах архитектурного строительства. Основываясь на презентации двух инсталляций, «Дышащей комнаты» (Breathing Room) и «Медленного свертывания» (Slow Furl), мы рассматривали вы­сокотехнологичный текстиль как гипотетическую модель и материал для создания мобильной архитектуры. В ходе экспериментального исследования представленная в статье теория была апробирована в рам­ках дизайнерского проекта. Благодаря этому концепты, технологии и метод встроенной электроники получили развитие и наглядную ил­люстрацию.

Статья посвящена анализу двух аспектов. Первая проблема — ка­ким образом встроенная электроника и идея мобильности, реализуе­мые в контексте архитектурной практики, способны стимулировать порождение новых моделей интерактивности. Опираясь на концепции самовоспроизводства и рекурсивности из области робототехники и ранней кибернетики, авторы проекта пытаются не поместить пользователя в ситуацию, когда он в состоянии что-то контролиро­вать; скорее, речь идет о том, чтобы поместить всю среду целиком в контекст непрерывного самостимулирования. Используя понятие пульса для описания временного измерения, авторы пытаются осмыс­лить категории темпоральности и движения как элементы архитек­турного языка дизайна.

Вторая проблема связана с неизбежным вызовом материальным практикам архитектуры, который связан с использованием интерактив­ности. Архитектура традиционно ассоциируется с постоянством и ста­тичностью. Следовательно, попытки придать ей способность чувство­вать и действовать потребуют новых концепций, которые приведут к тектоническим сдвигам. Эта статья, предлагая понятие нестабильности в качестве концепта, связанного с осмыслением материальных прак­тик, обращается к зарождающейся сфере транзитивных материалов, в рамках которой последние рассматриваются как перформативные конструкции как с точки зрения структуры, так и с точки зрения воз­можности использовать встроенную электронику.

Авторы статьи интерпретируют технологию как феномен, непо­средственно встроенный в окружающую среду. Использование тексти­ля в качестве объединяющей технологии и способность электроники реагировать на внешние раздражители становятся тесно связанными со структурными свойствами традиционных материалов. Авторы пытаются ответить на следующие вопросы: что произойдет, если интерактивная электроника станет неотъемлемой составляющей антропогенной среды, а архитектура станет активной? Как этот феномен может повлиять на наши представления о среде обитания и способен ли он послужить стимулом к переосмыслению базовых архитектурных кон­цептов, таких как структура и стабильность?

 

«Дышащая комната» и «Медленное свертывание»: текстильная интерактивная архитектура

Целью двух архитектурных инсталляций «Медленное свертывание» и «Дышащая комната» является моделирование текстильной архитек­туры, способной двигаться и реагировать на изменения, происходящие вокруг. Задуманные как роботизированные установки, инсталляции демонстрируют возможности их функционирования в масштабах ар­хитектуры.

В качестве строительного материала использован текстиль. Основ­ным свойством этого материала, актуальным для данного проекта, яв­ляется органически присущая ему пластичность. Текстиль представля­ет собой компрессионный материал, созданный для движения и легко подвергающийся конструктивным деформациям, таким как складыва­ние, плиссировка или растяжение. Вместе с тем текстиль представляет интерес и с точки зрения производства. Рассматривая его не только как материал, но и как специфическую технологию, авторы инсталляции предлагают новые способы внедрения электроники в архитектурное пространство. Технологии создания текстиля — это способы матери­ального производства. Вязание спицами или крючком, тканье, плетение кружев представляют собой техники структурирования, посредством которых отдельные волокна соединяются вместе, образуя ткань, обла­дающую специфическими свойствами, такими как гибкость и пластич­ность. Подобные техники и качества волокон обусловливают природу материального производства.

В инсталляциях «Медленное свертывание» и «Дышащая комната» текстиль интерпретируется как матрица, в которую внедряется элек­троника. Вследствие внедрения проводящих волокон в текстильные мембраны архитектурная поверхность сама становится частью элек­тронной схемы роботизированного пространства. Схема дает возмож­ность реализовать работу «мягких переключателей» (Berzowska 2005), позволяющих регистрировать состояние ткани, ее положение и харак­тер складок. Инсталляция подвижна, поэтому направление проводя­щих каналов меняется, вызывая, таким образом, подвижки электрон­ной схемы. Последние выполняют функции чувствительной матрицы материального взаимодействия.

Мембраны натянуты на динамические опорные конструкции, или каркасы, материальная природа и структура которых обусловливают специфику движения мембран. Каркасы активируются с помощью простых моторов, по очереди приводимых в действие серией микро­контроллеров. Микроконтроллеры управляются мягкими переклю­чателями, которые контролируют их циклы движения. В проектах «Медленное свертывание» и «Дышащая комната» электроника пред­ставляет собой распределенную систему. В обоих случаях движением каркасов управляет серия автономных микроконтроллеров, каждый из которых подключен к отдельной группе мягких переключателей. Соответственно, движение возникает в результате совокупности неза­висимых действий и реакций, объединяемых, в свою очередь, непре­рывной целостностью мембраны. Таким образом, сама поверхность конструкции становится элементом компьютерного расчета, способ­ствуя осуществлению полной серии движений.

Ключевой составляющей обеих инсталляций является заложенная в них программа. В обоих случаях взаимодействие осуществляется по­средством материальной манипуляции и изменения состояния. Реакция материала на внешний раздражитель и служит основой для програм­мирования реактивного поведения конструкций. Код представляет со­бой завершенные циклы, управляющие движением моторов и карка­са. Складываясь и разворачиваясь, мембраны меняют электрическую схему, тем самым стимулируя возникновение новых циклов движения. Каждый цикл потенциально является последним. Только материальное взаимодействие, непосредственное соприкосновение слоев мембраны, обеспечивает непрерывность движения. Эта непрерывность, пульсация включения и выключения, способствует формированию поведенческих паттернов, определяющих архитектурное качество объекта.

 

(Продолжение статьи можно прочесть в печатной версии журнала)


Вернуться назад