Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №27, 2013
Метте Рамсгард Томсен (Mette Ramsgard Thomsen) — архитектор, работающая с цифровыми технологиями. Профессор факультета архитектуры Королевской академии изящных искусств, где она возглавляет Центр информационных технологий и архитектуры.
Карин Бек (Karin Bech) — архитектор, занимающаяся практическими исследованиями в Центре информационных технологий и архитектуры в Копенгагене. Соучредитель архитектурного бюро Byen Sover.
Статья впервые опубликована в журнале Textile: The Journal of Cloth andCulture (2012. Vol. 10.3)
Введение
При разработке «умного текстиля» используются токопроводящие и резистивные волокна, которые позволяют материалу при посредстве электроники реагировать на внешние раздражители. В этом направлении были достигнуты определенные успехи: появились ткани с различными сенсорами, способные нагреваться, менять цвет или форму и светиться (Braddock & O'Mahoney 2005; McQuaid 2005). Эти технологические достижения способствуют появлению новых материальных практик, в контексте которых категории динамичности и трансформации становятся элементами дизайнерских стратегий. В настоящей работе мы пытаемся понять, какое влияние подобные технологии могут оказывать на архитектурное мышление и конструирование или, иными словами, что произойдет, если использовать описываемые методы в масштабах архитектурного строительства. Основываясь на презентации двух инсталляций, «Дышащей комнаты» (Breathing Room) и «Медленного свертывания» (Slow Furl), мы рассматривали высокотехнологичный текстиль как гипотетическую модель и материал для создания мобильной архитектуры. В ходе экспериментального исследования представленная в статье теория была апробирована в рамках дизайнерского проекта. Благодаря этому концепты, технологии и метод встроенной электроники получили развитие и наглядную иллюстрацию.
Статья посвящена анализу двух аспектов. Первая проблема — каким образом встроенная электроника и идея мобильности, реализуемые в контексте архитектурной практики, способны стимулировать порождение новых моделей интерактивности. Опираясь на концепции самовоспроизводства и рекурсивности из области робототехники и ранней кибернетики, авторы проекта пытаются не поместить пользователя в ситуацию, когда он в состоянии что-то контролировать; скорее, речь идет о том, чтобы поместить всю среду целиком в контекст непрерывного самостимулирования. Используя понятие пульса для описания временного измерения, авторы пытаются осмыслить категории темпоральности и движения как элементы архитектурного языка дизайна.
Вторая проблема связана с неизбежным вызовом материальным практикам архитектуры, который связан с использованием интерактивности. Архитектура традиционно ассоциируется с постоянством и статичностью. Следовательно, попытки придать ей способность чувствовать и действовать потребуют новых концепций, которые приведут к тектоническим сдвигам. Эта статья, предлагая понятие нестабильности в качестве концепта, связанного с осмыслением материальных практик, обращается к зарождающейся сфере транзитивных материалов, в рамках которой последние рассматриваются как перформативные конструкции как с точки зрения структуры, так и с точки зрения возможности использовать встроенную электронику.
Авторы статьи интерпретируют технологию как феномен, непосредственно встроенный в окружающую среду. Использование текстиля в качестве объединяющей технологии и способность электроники реагировать на внешние раздражители становятся тесно связанными со структурными свойствами традиционных материалов. Авторы пытаются ответить на следующие вопросы: что произойдет, если интерактивная электроника станет неотъемлемой составляющей антропогенной среды, а архитектура станет активной? Как этот феномен может повлиять на наши представления о среде обитания и способен ли он послужить стимулом к переосмыслению базовых архитектурных концептов, таких как структура и стабильность?
«Дышащая комната» и «Медленное свертывание»: текстильная интерактивная архитектура
Целью двух архитектурных инсталляций «Медленное свертывание» и «Дышащая комната» является моделирование текстильной архитектуры, способной двигаться и реагировать на изменения, происходящие вокруг. Задуманные как роботизированные установки, инсталляции демонстрируют возможности их функционирования в масштабах архитектуры.
В качестве строительного материала использован текстиль. Основным свойством этого материала, актуальным для данного проекта, является органически присущая ему пластичность. Текстиль представляет собой компрессионный материал, созданный для движения и легко подвергающийся конструктивным деформациям, таким как складывание, плиссировка или растяжение. Вместе с тем текстиль представляет интерес и с точки зрения производства. Рассматривая его не только как материал, но и как специфическую технологию, авторы инсталляции предлагают новые способы внедрения электроники в архитектурное пространство. Технологии создания текстиля — это способы материального производства. Вязание спицами или крючком, тканье, плетение кружев представляют собой техники структурирования, посредством которых отдельные волокна соединяются вместе, образуя ткань, обладающую специфическими свойствами, такими как гибкость и пластичность. Подобные техники и качества волокон обусловливают природу материального производства.
В инсталляциях «Медленное свертывание» и «Дышащая комната» текстиль интерпретируется как матрица, в которую внедряется электроника. Вследствие внедрения проводящих волокон в текстильные мембраны архитектурная поверхность сама становится частью электронной схемы роботизированного пространства. Схема дает возможность реализовать работу «мягких переключателей» (Berzowska 2005), позволяющих регистрировать состояние ткани, ее положение и характер складок. Инсталляция подвижна, поэтому направление проводящих каналов меняется, вызывая, таким образом, подвижки электронной схемы. Последние выполняют функции чувствительной матрицы материального взаимодействия.
Мембраны натянуты на динамические опорные конструкции, или каркасы, материальная природа и структура которых обусловливают специфику движения мембран. Каркасы активируются с помощью простых моторов, по очереди приводимых в действие серией микроконтроллеров. Микроконтроллеры управляются мягкими переключателями, которые контролируют их циклы движения. В проектах «Медленное свертывание» и «Дышащая комната» электроника представляет собой распределенную систему. В обоих случаях движением каркасов управляет серия автономных микроконтроллеров, каждый из которых подключен к отдельной группе мягких переключателей. Соответственно, движение возникает в результате совокупности независимых действий и реакций, объединяемых, в свою очередь, непрерывной целостностью мембраны. Таким образом, сама поверхность конструкции становится элементом компьютерного расчета, способствуя осуществлению полной серии движений.
Ключевой составляющей обеих инсталляций является заложенная в них программа. В обоих случаях взаимодействие осуществляется посредством материальной манипуляции и изменения состояния. Реакция материала на внешний раздражитель и служит основой для программирования реактивного поведения конструкций. Код представляет собой завершенные циклы, управляющие движением моторов и каркаса. Складываясь и разворачиваясь, мембраны меняют электрическую схему, тем самым стимулируя возникновение новых циклов движения. Каждый цикл потенциально является последним. Только материальное взаимодействие, непосредственное соприкосновение слоев мембраны, обеспечивает непрерывность движения. Эта непрерывность, пульсация включения и выключения, способствует формированию поведенческих паттернов, определяющих архитектурное качество объекта.
(Продолжение статьи можно прочесть в печатной версии журнала)