ИНТЕЛРОС > №27, 2013 > «Ты держишь мир в простертой длани»: символика руки Маргарита Альбедиль
|
Маргарита Альбедиль — д-р ист. наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Автор ряда книг по истории, культурологии и религиоведению.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Рука — это больше чем наш природный совершенный биологический инструмент. Это едва ли не самый «говорящий» орган нашего тела, средство выражения чувств, знак действия. Случайно ли индийцы считают руки самостоятельными органами чувств, а в некоторых восточных медицинских системах, например в корейской суджок, рука — не что иное, как проекция всего человеческого организма: большой палец уподоблен голове, а четыре других — рукам и ногам; воздействуя на пальцы руки, можно влиять на весь организм. И случайно ли хироманты берутся по руке предсказать судьбу человека? Мы и сами нередко используем свои руки как своеобразный датчик, когда обнимаем другого человека, хлопаем его по плечу или просто прикасаемся к нему и при этом «считываем» его состояние или обмениваемся с ним энергией, передаем ему весть и т.п. Руками можно исцелять и ласкать, а можно бить и убивать; создавать шедевры и уничтожать, выражать самые разнообразные эмоции и скрывать их. Руки вообще иногда воспринимаются как самостоятельные существа, и тогда становится понятно, почему в глубокой древности их одушевляли. Порой складывается впечатление, что с руками связана какая-то глубокая тайна. Нет, совсем не случайно руки стали одним из базовых символов нашей культуры, отражающих фундаментальные особенности нашего сознания, как бы ни менялись локализация этих символов и их внутрикультурная семантика. Знак руки, впервые засвидетельствованный в первобытности, позже в том или ином виде часто встречается в античной и средневековой символике, сохраняется он и в Новое время. Он присутствует в традиционных верованиях и обрядах, в магии и алхимии, в геральдике и этикете и других знаковых сферах культуры. В своей натуральной архаической форме образ и изображение руки долго сохранялись в художественной традиции первобытных племен недавнего прошлого, например у аборигенов Австралии, Южной Африки, Новой Гвинеи, у североамериканских народов и т.д. Наконец, изображение рук или одной руки, воспроизводящее древний архетип, нередко можно увидеть в современной городской скульптуре, на открытках и т.д. Но, пожалуй, наибольший интерес представляют символические смыслы образа руки, запечатленные в мифологии и фольклоре, в традиционных культурах, в различных религиозных системах, а также в нашей речи и в этикете. О них и пойдет речь в этой статье.
Послания из каменного века Семантическое поле разнообразных значений, связанных с руками, начало складываться по меньшей мере со времен палеолита, то есть древнего каменного века, когда появились их первые изображения в пещерном искусстве. Предполагают, что самые ранние из них были обнаружены в пещере Коске, во Франции (Дэвлет 2004: 139). Примерно 27 000 лет назад в ней был сделан отпечаток руки — древнейший в истории человечества знак-индекс, базирующийся на естественной смежности изображения и предмета (Моррис 1983: 42). Вероятно, эти знаки были частью древнего языка жестов, но со временем приобрели символическое значение, поскольку им начали приписывать новый условный смысл: они стали изображать человека вообще. Вычленение какой-либо наиболее типичной детали, например рук, из целостного образа человека на основе логического правила «часть вместо целого» — один из путей образования символов. Такого мнения придерживался А.П. Окладников. Он писал: «По характеру исполнения эти простые механические оттиски рук или силуэты, обведенные вокруг краской, трудно назвать в полном смысле произведениями искусства. Но тем не менее ясно, что в глазах палеолитического человека они имели изобразительное значение, что за ними крылся определенный конкретный смысл. „Следы" эти несли, очевидно, ту же смысловую нагрузку, что и следы зверей: представляли самого человека, не только заменяли его изображение, но и служили его двойником» (Окладников 1967: 136). В самом деле, рука — это то, что сделало нас людьми, поэтому ее изображение могло восприниматься не только как знак присутствия человека и освоения им пространства, но и как символ его креативных способностей, отличающих Homo sapiens sapiens от его предков из царства животных. Иногда обводку или оттиск кисти руки считают отправным изобразительным элементом, связанным с творческим освоением линии и стоявшим у истоков становления искусства, хотя и не все исследователи согласны с этой гипотезой (Столяр 1972: 33). Согласно другой гипотезе, отпечатки рук использовались для пальцевого счета. Как бы то ни было, в разных местах палеолитических пещер в Испании и Франции — Альтамира, Кастильо, Мальтравезо, Гаргас, Тиб- риан и других — находят изображения кистей рук с растопыренными пальцами, раскрытых ладоней и рук с предплечьями. Руки отпечатывали на стенах пещер, предварительно окрасив их краской; обводили по контуру, рисовали черной или красной краской; изображение получали и выдувая краску изо рта, приложив руку ладонью вверх или вниз. Изображения или отпечатки рук выполнены разными цветами — красным или черным, желтым или коричневым, фиолетовым. Подобные цветовые различия признаются универсальными для ритуалов всех народов мира (Turner 1967: 125). Иногда изображения рук — в том числе с недостающими фалангами или даже пальцами — составляют целые фризы, обычно соседствуя с контурами зверей. Ученые связывают их с различными ритуалами посвящения-инициации, важнейшими в цикле первобытных обрядов, а также с охотничьей магией. Недостающие фаланги или пальцы могут свидетельствовать о ритуальной ампутации: подобное отрубание или сожжение пальца или руки — многократно описанный сюжет, от этнографических свидетельств до Муция Сцеволы, протопопа Аввакума и героя повести «Отец Сергий» Л.Н. Толстого. Впрочем, медики объясняют отсутствие фаланги иначе — сосудистыми заболеваниями, гангреной, обморожением и другими болезнями. Некоторые ученые считают, однако, что в реальности недостающие фаланги имитировались подгибанием пальцев здоровых рук. Заслуживает внимания и гипотеза о преднамеренном увечье, подкрепленная этнографическими параллелями. Согласно ей, фалангу, сустав или целый палец могли отрубать в случае смерти родственника, ассоциировавшегося с ним, в то время как рука уподоблялась своеобразному генеалогическому древу и на пальцы как на символические ветви этого древа наносились обозначения родных. Если кто-либо из них умирал, то отрубленная фаланга как бы покидала «семейный круг». Иногда фалангу или палец удаляли для того, чтобы сохранить жизнь больному или умирающему родственнику (Leroi-Gourhan 1965: 123). Тема руки, как бы она ни исполнялась и ни истолковывалась на заре существования человечества, оказалась фундаментальной и долговечной. Наполнившись разнообразными и глубокими смыслами, она прошла через всю первобытность и сохранилась в последующие исторические периоды. Изображение руки представлено в древних системах письма, например в древнеегипетской иероглифике. С глубокой древности руки в том или ином виде встречаются в изобразительном искусстве. Так, на древнеегипетских изображениях эпохи Нового царства (ок. 1360-1350 до н.э.) образ бога-солнца, как и царя-солнца после реформы Аменхотепа IV (Эхнатона), показывался в виде солнечного диска с простертыми благословляющими лучами, заканчивающимися кистями рук. Художники и скульпторы вплоть до настоящего времени то и дело обращались к образу руки, достаточно вспомнить руки в творчестве известного французского скульптора О. Родена, например скульптуру «Рука Творца», которую он создал в связи с замыслом своего грандиозного творения «Врата ада», или скульптуру шведского мастера К. Мил леса «Рука Бога». В этом же ряду можно назвать мозолистую руку с молотом — символ революционного пролетариата, или руку, сжимающую оружие как символ защиты Отечества во время Второй мировой войны. В 2011 году в Московском музее современного искусства на Тверском бульваре прошла выставка «Дима. Моя рука». Так назвал ее художник Дмитрий Ракитин, живущий и работающий в Париже, очевидно, желая подчеркнуть, что рука — его главный инструмент. Подобное перечисление можно долго продолжать, но важнее отметить, что символический образ руки, говоря метафорически, буквально пронзает всю историю человечества, передавая те или иные смыслы из прошлого в будущее. Статус руки в культуре был высок во все времена.
Мифологическая и фольклорная символика руки Древнее семантическое поле понятия «рука», сложившееся в архаике, еще больше углубляется и выявляет новые смыслы при обращении к фольклору и мифологии на индоевропейских языках, а также к ритуальной практике. Рука обретает там фаллическую символику и в этом значении соотносится со значениями слов, также отмеченных фаллическим началом, например «рот», «дышать, дух» и т.п. Слова со значением «рука» связываются также со словами «человек», «слово, звук», «время, протяженность во времени», «судьба», «жизнь» и «смерть». Они могут символизировать Мировой разум, божественную силу, небо, число, олицетворяющее Вселенную, а также соотноситься с понятием бога (Маковский 1996: 280-281). Наконец, считалось, что рука зряча, что она может видеть (там же: 282). Можно вспомнить немало мифологических примеров, когда рука «громко» заявляет о себе: однорукие божества у германцев и кельтов, возводимые к общеиндоевропейскому культу однорукого бога, многорукие индийские божества, сторукие Котт, Бриарей и Гиес или тыся- черукий великан из «Теогонии» Гесиода и др. В мифологии встречается расчленение «гротескного тела», в терминологии М.М. Бахтина, на отдельные части, которые могли становиться самостоятельными частями и даже объектами поклонения или «участниками» обряда; в их числе была и рука. Так, в шумерской мифологии каждой из восьми частей тела бога Энки соответствовало особое божество, и одно из них — «Рука бога» (Иванов 1984: 13). Обратимся для примера к индийской мифологии. В ней идея антропоморфной вселенной, типичная для древнего мира, воплощена в образе космического гиганта, первочеловека Пуруши. По одной из космогонических версий, из его тела, разъятого во время жертвоприношения богами на части, среди которых были и руки, создавались все элементы мироздания и части общества. Когда Пурушу расчленили,
В других мифологических текстах руки божества в индуизме уподобляются сторонам света или другим частям пространства, иногда им могут соответствовать также временные, цветовые и звуковые аналогии (Тюлина 1992: 46). Один из обрядов ритуального посвящения тела божеству, называемый ньяса, начинался с караньясы, то есть с мысленного расположения пяти главных элементов мира — земли, огня, воды, ветра, эфира — с помощью диаграмм и слогов на пальцах рук, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Ладонь в этом случае уподоблялась лотосу и складывалась так, что большой палец находился посередине как основание цветка, уподобляясь мандале и воспринимаясь как модель вселенной (там же: 48). По модели, напоминающей ньясу, строился один из способов почитания божества, связанный с представлением о жертвенности человеческой жизни, — с помощью частей собственного тела. Так, например, жизнь можно было «положить к ногам бога», используя язык для восхваления божества, уши — для слушания гимнов и мантр в его честь и т.п. Руки в этом случае предназначались для уборки храма (там же: 52-53). В художественных традициях многих так называемых примитивных народов, например у австралийцев, изображения кистей рук расцениваются исследователями как способ связи живых с миром духов (Кабо 1969: 35). Кисти руки изображались на ритуальной одежде эскимосов и некоторых индейских племен. Изображения руки и ног, расположенные по четырем сторонам от лица, символизировали внутреннюю силу шамана (Waite 1966: 48). Изображение вытянутой вперед руки с растопыренными пальцами расценивалось как магический способ защиты от сглаза и отпугивания злых сил. По распространенным мифологическим и фольклорным представлениям, отрубленная рука или даже палец могли стать залогом возвращения к жизни; из него, как из ростка, могло прорасти тело культурного героя. Так, из отрезанных пальцев персонажей эскимосских мифов возникали тюлени, киты и моржи, служившие основой жизнеобеспечения для обитателей прибрежных территорий Азии и Америки (Дэвлет, Дэвлет 2000: 67). Нередко в сказках палец или руку рубят вместо того, чтобы разрубить всего человека. Сказочный персонаж мог терять пальцы в разных ситуациях: в доме у Бабы-яги, у Лиха одноглазого, попав к разбойникам и т.п. Отпадает также палец, опущенный в запретный сосуд. Иногда вместо пальца отрубается целая рука, как в сказке «Косоручка», повествующей о девушке, у которой брат в лесу отрубает руку или обе руки. Потом они чудесным образом вновь вырастают (Пропп 1986: 90-92). В фольклорной традиции, связанной с мифо-ритуальными представлениями, рука с пятью пальцами часто служит символом человеческой природы, в то время как четырехпалость считается признаком принадлежности к иному миру, нечеловеческой сущности. Духи и другие обитатели потустороннего мира часто оказываются четырехпалыми или вовсе лишенными конечностей; вероятно, они могут брать то, что им нужно, и без рук. Интересно, что психоаналитические исследования сказочных сюжетов, связанных с руками, обнаруживают в них проявления потаенных глубин нашего сознания. Так, в сказочном сюжете о безрукой девице дьявол требует, чтобы отец отрубил дочери руки сереброгубым топором. Отец выполняет его волю, но безрукую девицу берет в жены король и делает для нее пару серебряных рук. Однако король уезжает на войну, а юная королева рожает младенца. Из-за козней дьявола ей приходится покинуть дом и уйти в лес, где она живет с сыном семь лет. За это время ее руки отрастают, а серебряные она хранит в сундуке. Излишне говорить, что у сказки счастливый конец: король находит жену и ребенка и они возвращаются домой. Согласно архетипической психологии, все элементы этой сказки отражают различные аспекты женской души, и руки в этой картине занимают далеко не последнее место. Каждая женщина хотя бы раз в жизни остается без рук — заключает неудачную сделку, отказываясь от жизни, исполненной истинного глубокого знания, ради сиюминутных ценностей, манящих призрачным богатством. Но этот плохой выбор, хотя он и выглядит как саморазрушение, может оказаться поворотным событием, которое позволяет женщине преобразовать потенциальную энергию возможностей. Оставшись без рук, то есть став бессильной, девушка утрачивает душевную способность захватывать, удерживать, помогать себе и другим. Но отсечение рук можно понимать и иначе — как отсечение человека от его просветленной внутренней сущности, чтобы избавиться от влекущих, но бессмысленных соблазнов. Умерев для старой жизни, героиня сказки возрождается к новой. Получение ею серебряных рук равнозначно обретению рук духовных, несущих науку душевного врачевания, а отрастание новых рук знаменует новый, полноценный способ бытия женщины в мире (Эстес 2003: 378-413).
Правая и левая рука В наскальных изображениях палеолитического времени чаще всего представлена левая рука. Почти исключительное ее преобладание характерно и для аналогичных полупиктографических изображений в пещерах Австралии и в других местах. Обычно это объясняется технической обусловленностью получения отпечатка именно левой руки, поскольку правая была занята рисованием. Но более убедительным кажется предположение о символическом характере левой руки, игравшей особую ритуальную роль в обрядовой жизни первобытных и традиционных обществ (Иванов 1972: 111-113). Однако важнее отметить противопоставление правой и левой руки, которое входило в систему целого ряда полярных двоичных противопоставлений, известных со времен глубокой архаики. Они определяли систему ориентации человека в мире, мифологию и социальную жизнь и в конечном итоге, видимо, были связаны с функциональной асимметрией человеческого мозга. У многих народов правая и левая рука считались неравноценными в ритуально-мифологическом плане, что отразилось в соответствующих художественных традициях и языковых фактах. Правая рука в подавляющем большинстве случаев наделялась положительными функциями и связывалась с удачей, благополучием, безопасностью, в то время как левая воплощала отрицательное начало и ассоциировалась с несчастьем и неблагополучием. Вследствие этого противопоставление правой и левой рук воплощало различие между благоприятным и неблагоприятным, то есть ту оппозицию, в соответствии с которой архаические и традиционные коллективы классифицировали все явления окружающего мира, включая социальные (Толстые 1974: 49). Так, А. Олеарий отмечал, что «русские, если три или более человека идут или едут рядом, считают высшим местом то, на котором правая рука наружу и свободна (то есть никого нет правее)» (Олеарий 1906: 31). Подобные представления живы до сих пор, причем нередко они получают религиозную мотивацию. Христиане крестятся правой рукой; у мусульман она также считается ритуально чистой. Монголы считают правую руку рукой благодати; только ею можно вручать дары и принимать их, подавать гостю чай и доить скот (Жуковская 1988: 119). Сербы оставляли незапеленутой правую руку младенца, чтобы он мог ею защищаться от черта. Айны называли правую руку старшей, а левую — младшей. Правая рука, как правило, обслуживала верхние, «чистые» части тела, а левая — нижние, «нечистые». Да и у нас принято считать правую сторону почетной, связывать значение «правый» с религиозной и юридической правотой, а главного помощника называть своей «правой рукой», в то время как левому мы приписываем ложь, неправоту и другие негативные значения. Предпочтение, которое мы отдаем правой руке, обычно объясняют право- рукостью, имеющей биологические основания. Гораздо сложнее объяснить соотнесенность левой руки с женским началом, а правой — с мужским. Между тем она также известна с древности: знак левой руки в первобытном искусстве считался символом женского начала (Кон 1988: 90). Вспомним, что Ева произошла от левого ребра Адама. В русской традиционной культуре существовал обычай, согласно которому девушка должна была идти справа от парня, а женщина — слева от мужа. И у нас до сих пор принято мужскую одежду застегивать справа налево, а женскую — слева направо.
«На руках буду носить вас и на коленях ласкать» На литых бронзовых дверях в церкви Санкт-Михаэль (сейчас перенесены в Собор Вознесения Святой Марии) в небольшом немецком городке Хильдесхайме, изготовленных в 1015 году, представлены все основные сцены Ветхого и Нового завета. Центральное место в этой средневековой «Библии для неграмотных» занимают руки — знак Божественного присутствия и активности. В том же качестве изображение рук присутствует на другом уникальном средневековом предмете, так называемом ковре королевы Матильды — национальном достоянии Франции, хранящемся в музее маленького города Байё в Нормандии. Произведенный примерно тогда же, что и дверь, он представляет собой льняное тканое полотно шириной 50 сантиметров, а длиной — 70 метров, на котором шерстяными нитками вышита хроника того времени, от подготовки завоевания Англии норманнами во главе с Вильгельмом Завоевателем в 1064 году до битвы при Гастингсе в 1066 году. В серии живых картин, представляющих собой около 60 различных сцен, заметно выделяется одна, на которой рука Божия благословляет с небес основание Эдуардом Исповедником Вестминстерского аббатства. Это — едва ли не единственное проявление божественного мира среди сцен с конями, кораблями и людьми. Названные сюжеты отсылают нас к Библии, веками формировавшей не только религиозное, но и обыденное сознание. В ней образ и понятие руки связаны с несколькими базовыми религиозными идеями. Одна из них отражает сущностную сторону отношения Господа к человеку, его безусловную и неиссякаемую любовь и заботу, сравнимую с родительской, отцовской и материнской. Эта идея воплощена, в частности, в метафорическом выражении «носить на руках»: «Ибо так говорит Господь: вот, Я направлю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках буду носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу я вас. (Библия, Книга пророка Исайи 66: 12-13). Образ ангелов, которые охранят людей, уповающих на Господа, и понесут их на руках, у пророка Исайи дополняет картину будущего, уготованного для израильского народа: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей.» (там же 40: 11). К этой же метафоре прибегает Моисей в своей речи, обращенной к Господу, жалуясь на тяжесть бремени вождя израильского народа: «Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка.» (там же 46: 3-4, 63: 9). Уподобление божьего попечения о человеке родительскому выражено и в библейских словах «водить, или держать за руку». В той же книге пророка Исайи читаем: «.Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: „не бойся. Я помогаю тебе"» (там же 42: 6). Этот же образ присутствует и в пророчестве Исайи о Боге Отце и Боге Сыне: «Вот, Отрок Мой, Которого я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа моя» (там же 42: 1). Образ руки связан и с библейской идеей милосердия, которая в числе прочего проявляется в сотворении милостыни, одной из главных обязанностей верующего человека. В Нагорной проповеди Иисус Христос произносит образную фразу о левой руке, не знающей, что делает правая. Его речь направлена против лицемерных фарисеев, которые творят милостыню напоказ: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Библия, От Матфея святое благовествование, 6: 1-4). Сейчас этот евангельский оборот используют в другом значении, когда хотят выразить несогласованность действий между людьми или охарактеризовать чье-либо противоречивое, нелогичное поведение (Михельсон 1912: 34). Метафора руки используется и в тех случаях, когда говорится о необходимости помогать бедным и в Ветхом, и в Новом Завете. Закон Моисеев предписывает: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца своего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде.» (Библия, Второзаконие, 15: 7-8). В Новом Завете эта же мысль звучит как призыв к христианской щедрости, которая всегда обогащает дающего и вознаграждается Богом. На этой библейской идее базируется пословица «Рука дающего не оскудевает» (Сирот 1985: 53). Еще одно библейское выражение, «умывать руки», отсылает к древнему иудейскому обряду омовения рук, который предписывалось совершать в знак невиновности перед Господом тем, на чьей земле произошел тяжелый грех человекоубийства. Согласно тексту Второзакония, старейшины и судьи того города, в котором или рядом с которым было совершено убийство, должны были отправиться в «дикую долину, которая не разработана и не засеяна», заколоть там тельца, омыть над этой жертвой руки и сказать: «.Руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля. Так должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать доброе и справедливое пред очами Господа Бога Твоего» (Библия, Второзаконие, 21: 1-9). Именно этот обряд совершил Понтий Пилат на глазах иерусалимской толпы, когда по ее требованию ему пришлось сделать выбор и отпустить из двух осужденных — Иисуса и Варнавы — последнего. Видя, что он не в силах повлиять на настроение толпы, требовавшей распять Иисуса, Понтий Пилат «.взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Библия, От Матфея святое благовествование, 27: 23-25). Библейское выражение «умыть (умывать) руки», то есть снимать с себя ответственность или устраняться от участия в событиях, когда нельзя повлиять на их ход, прочно вошло в наш обиход. Вообще мытье рук во многих традициях и сейчас остается не обычной гигиенической процедурой, а сохраняет символический смысл: руки моют перед молитвой или жертвоприношением, причем раньше это омовение совершалось по определенным строго предписанным правилам. Слово «рука» в Библии означает также физическую и моральную мощь, силу воли и способность совершать поступки, поэтому человек, у которого опустились руки, не способен к делу, пасует перед трудностями, подавлен или находится в душевном смятении. Этот образ использован в пророчестве Исайи и Иеремии, предрекавших гибель врагам Израиля, Вавилону и филистимлянам. На них надвигается противник, и от стука его колесниц, от топота конских копыт «отцы не оглянутся на детей своих, потому что руки у них опустятся от того дня, который придет истребить всех филистимлян» (Библия, книга пророка Исайи, 47: 3-4). Поддержать опустившиеся руки, укрепить их — значит помочь человеку обрести веру в себя и способность к действию. Неемия, возглавивший восстание Иерусалима, не позволил противникам покол свою веру в успех: «.они стращали нас, думая: опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится; но я тем более укрепил руки мои» (Библия, Книга Неемии, 6: 9). С помощью образа сложенных рук передается в Священном Писании и бездействие, лень (Фразеологический словарь 1994: 98). Мы часто употребляем это выражение, как и другие библеизмы, обычно не задумываясь об их происхождении, потому что они давно вошли в плоть и кровь нашего языка.
«Раскрытая ладонь» Не менее значима символика руки в других религиях, творчески переработавших ее древние значения. В этом убеждает, например, обращение к мировым религиям. Начнем с самой древней, буддизма. Первые изображения Будды в образе человека, смоделированные по принципу зеркальной симметрии, появились, по-видимому, в I в. до н.э. на северо- западе Индии. Его особенности определялись своеобразной монашеской одеждой, а также позами и жестами — таков был визуальный способ отличить Будду от других персонажей пантеона. Считается, что Будда сам избрал позы для своих изображений. Самые распространенные из них — сидя и стоя; они считались самыми благопристойными для представления верующим. Позы неразрывно связывались с жестами-мудрамии напоминали — или намекали на самые значительные события в духовной биографии вероучителя, начиная с его ухода из дома до «полного угасания». Все они исполнены глубокой символики, зависящей от контекста того или иного изображения. В качестве наиболее характерных чаще всего выделяются шесть основных жестов Будды. Среди них — дхъяни мудра, жест, толкуемый как знак медитации или умственной концентрации. Обычно он бывает у изображения Будды, сидящего в позе лотоса, то есть скрестив ноги; руки лежат одна на другой на скрещенных ногах. Эти поза и жест свидетельствуют о достижении просветления. В жестеварада мудра правая рука опущена вниз, положение открытой ладони с полусогнутыми пальцами, приподнятыми вверх, выражает знак любви к ближнему, а также благосклонность при дарении или получении дара. Жест абхая мудра, когда правая рука согнута под прямым углом и сдвинута к груди, а ладонь открыта и пальцы вытянуты вверх, означает отсутствие страха, как это было во время нападения на Будду армии демона-искусителя Мары в ночь просветления вероучителя. Витарка мудра, жест аргументации во время диспута, похож на предыдущий жестабхая мудра, но кисть руки больше придвинута к груди, а пальцы слегка согнуты, при этом большой и указательный пальцы соединены. Иногда левая рука выполняет тот же жест, но направлена вниз. Дхармачакра мудра, или дхармачакра правартна мудра, является знаком приведения в движение Колеса закона. Чаще всего он символизирует первую проповедь, произнесенную Буддой в Сарнтахе, возле Бенареса. Жест передает сведенные перед грудью руки; правая и левая рука выполняют то же движение, что и для витарки мудры, но кончики пальцев левой руки прикасаются к ладони правой. И наконец, бхумиспарша мудра — жест касания земли, который чаще интерпретируется как призыв земли в свидетели и посвящен победе над Марой. Он воплощает идею невозмутимости, и это — единственное значение, которое он имеет. Будда касается земли кончиками пальцев правой руки, лежащей на правом бедре; левая рука при этом лежит на скрещенных ногах. Как известно, не менее значимы и символичны жесты рук в христианстве, как в иконописи, так и в литургии, воспроизводящей клишированную ритуальную жестикуляцию. Все священнодействия в пространстве храма, как и все тайносовершительные действия, передаются через рукоблагословение, через начертания образа креста Господня, возложение рук над благословляемым и т.п. Что же касается иконописи, то достаточно вспомнить хотя бы жест адорации — молитвенно воздетые кверху руки на иконе Богоматери «Оранта», «Нерушимая стена» (букв. «молящаяся»): «Ее руки, носившие Бога, простерты к Всевышнему в молитве за каждого человека» (Кондаков 1915: 69). В XIII-IX веках образ Оранты в христианской иконографии был потеснен образом Богоматери с раскрытыми перед грудью руками. По мнению Н.П. Кондакова, этим жестом христианское искусство отделилось от античного наследия жестов в искусстве (там же 1915: 357). Для понимания семантики этого жеста адорации стоит опять-таки обратиться к Библии. Там в Первом послании к Тимофею говорится: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (I Тим. 2: 8). Мы привыкли связывать этот жест с христианской иконографией. Но он, один из древнейших, известен с давних пор и многим нехристианским народам Азии, Африки и Америки. Любопытно, что в современной культуре этот жест выражает проклятие, мольбу о пощаде, торжество, отчаяние и другие чувства. Другой образ Богородицы, Троеручицы, интересный для нашей темы, связан с именем одного из Отцов Церкви Иоанна Дамаскина. В период иконоборчества в Византии он написал трактаты в защиту иконопочитания, за что был оклеветан, отстранен от должности министра при дворе халифа и наказан отсечением кисти правой руки. Ее повесили на городской площади, но скоро вернули Иоанну. Приложив кисть к руке, он стал молиться перед иконой Богородицы и через некоторое время заснул, а когда проснулся, то увидел, что отрубленная рука чудесным образом приросла. В благодарность за это он приложил к иконе руку, сделанную из серебра. С тех пор третью руку стали воспроизводить на списках иконы, названной Троеручицей. Не менее важна роль руки в мусульманском мире. Пожалуй, один из самых известных символов — «Раскрытая ладонь», или пандже («пятерня», «кисть руки»). Он особенно популярен у шиитов, поэтому воспринимается как его своеобразная эмблема. Шииты в целом признают общемусульманское предание-сунну и Коран, но имеют свое священное предание, в котором большую роль играют культ святых мучеников и траурные шествия. Навершие в виде кисти руки используется как атрибут религиозных знамен в траурных мистериях, маленькие серебряные пандже опускают в сосуды с водой, раскрытую ладонь часто изображают на ритуальных чашах, блюдах, подносах, используют как оберег в самых разных ситуациях. Но, пожалуй, особенно популярна «раскрытая ладонь» как элемент культа мучеников, связанного прежде всего с именами Фатимы и Хусейна. По представлениям шиитов, они входят в семью пророка Мухаммеда. Согласно преданию, однажды пророк прилег отдохнуть в доме своей жены; рядом легли любимая дочь пророка Фатима, ее муж Али, двоюродный брат и сподвижник Мухаммеда, и их дети, внуки пророка и его единственные мужские потомки Хасан и Хусейн. Тогда Мухаммед обернул их покрывалом и воскликнул: «О, Аллах, это моя семья, убери из них все нечистое и очисти их великим очищением!» (Стецкевич 1998: 87). По мнению шиитов, только они и их потомки как истинные носители божественной благодати могут возглавлять мусульманскую общину. Эти идеи и воплощены в «раскрытой ладони». Иногда на ней можно увидеть выгравированные имена Бога, Мухаммеда, Али, Фатимы, Хаса- на и Хусейна. В траурных церемониях шиитов «раскрытая ладонь» может отождествляться с рукой одного из членов семьи пророка. Иногда это бывает Фатима, хотя она и не сыграла заметной роли в жизни пророка и умерла вскоре после него. Однако она положила начало роду шиитских имамов, и потому ее имя наделено сакральным смыслом. Но главной трагической фигурой считается Хусейн, третий шиитский имам, сын халифа Али. В начальной декаде мухаррама (араб. мухаррам — заповедный, священный), первого месяца мусульманского лунного календаря, шииты проводят многодневные траурные церемонии шахсей-вахсей (от персидского «Шах Хусейн, вах, Хусейн») в память о гибели мученика имама Хусейна, погибшего в бою у Кербелы 10 мухаррама 61 года хиджры (680 год). По преданию, тогда ему были нанесены многочисленные колотые и рубленые раны. Хусейн погиб последним, пятым, и его смерть означала конец всей семьи. В легендах о нем содержатся сведения об образе «руки». Согласно им, некий погонщик, захотев после смерти Хусейна завладеть его драгоценным поясом, дождался ночи и подкрался к обезглавленному телу. Но когда он принялся развязывать пояс, из-под одежды высунулась рука и стала мешать вору. Тогда погонщик отрубил руки. И тут произошло чудо: явились ангелы, Мухаммед, Али, Фатима и Хасан, и по велению пророка голова его внука вернулась на место. Заметив, что руки Хусейна отрублены, Мухаммед проклял погонщика (там же: 88). С темой рук связана и другая легенда. В ней повествуется о том, как Хусейн, оставшись один после гибели всех мужчин, его сподвижников, взял в женском шатре родившегося во время похода младенца и стал молить врагов напоить умирающего водой. Но тщетно, ребенок был убит. Тогда Хусейн наполнил ладони кровью и бросил ее в небо. Ни одна капля крови не вернулась на землю (там же). Все это объясняет популярность в исламе амулетов в виде ладони, иногда с глазом на ней, так называемой «Ладони Фатимы», по имени дочери пророка Мухаммеда. Впрочем, по мнению специалистов, вера в добрую силу ладони появилась на Ближнем Востоке задолго до ислама и живет здесь до сих пор независимо от религии (Родионов 1988: 2). Что же касается самого жеста отпугивания нечистой силы — вытянутой руки, раскрытой ладони, — то как магический оберег он встречается в разных культурных традициях. Его изображение вешают на дверях домов, вышивают на национальной одежде и даже воспроизводят на лицах в татуировке. На кисть наносили разные символы: человека, звезд, луны, солнца, креста, сердца, букв, обозначающих бога, рай, Диониса, Соломона, вечность и многое другое (Этинген 2006: 190-192). Талисманы в виде рук или ладони можно встретить в любом уголке мира на дверях домов, на машинах и кораблях, на зданиях и памятниках.
Рука в арсенале этикета Во многих этикетных ситуациях, включая и речевой этикет, без руки в буквальном смысле слова невозможно обойтись. И хотя сейчас многие национально-культурные стандарты общения утрачены, искажены или забыты, часть из них все же оказалась устойчивой и сохранилась до настоящего времени. Приветствия, прощания, представления во время знакомства, выражение благодарности, восторга, горя — не перечислить весь богатейший арсенал жестов, в которых участвуют рука или руки; в истории коммуникативного поведения им принадлежит исключительная роль. Любопытно, что многие жесты рук, используемые в современном общении, имеют очень древнее происхождение, но при этом они чаще всего утратили не только исходную символику, но и технику исполнения. Так, один из самых привычных жестов, рукопожатие, известный, кстати, не у всех народов, не так прост, как может показаться на первый взгляд, к тому же в практику повседневного общения он попал далеко не сразу. В тех традициях, где он был принят, важно было учитывать, кто первым подает руку, следует ли пожимать руку всем присутствующим или не всем, как именно ее нужно пожимать и какими эмоциями и словами сопровождать пожатие. Во многих культурных традициях рукопожатие могло быть также ритуальным или юридическим жестом, жестом влюбленных, жестом заключения мира и т.п. Издавна рука соотносилась с сердцем. В XIX веке русские люди, подавая руку, нередко говорили: «Права рука, лево сердце» (Максимов 1866: 417). И сейчас, когда мужчина выражает желание взять в жены полюбившуюся женщину, он предлагает ей руку и сердце. В русской свадьбе XIX века рукобитье было частью общего ритуала; оно завершало сватовство, причем обе стороны протягивали руки через стол, и после этого уже нельзя было переменить решение. Соединение же рук жениха и невесты после свадебного богомолья имело юридический характер: оно означало, что «дело сделано» и свадьба состоялась. Не только в свадебном ритуале, но почти во всех случаях, когда требовалось подтвердить соглашение, «били по рукам», то есть применяли рукопожатие, и знак руки присутствовал во многих договорных текстах. Давая клятву, божились: «Чтоб у меня рука отсохла», а после ссоры в знак примирения подавали друг другу руки. С древности рука считалась и символом власти, не только светской, но и духовной. Именно такой смысл мы вкладываем в выражения «Все в руках Божьих», «Божья рука владыка», «Под рукой царевой народы и земли». Если у человека мало власти, то у него «руки коротки», а если много, то он нас «везде достанет». И само слово власть происходит от владеть, держать в руках. Во многих традиционных культурах дотронуться рукой до предмета означало завладеть им. Человек, притронувшийся к очагу, попадал под покровительство хозяина дома. На Кавказе даже враг, прикоснувшийся к цепи над очагом, становился неприкосновенным (Байбурин, Топорков 1990: 26-27). Этот жест очень древен, как и прикосновение руки к стене, камню, дереву, Стене Плача в Иерусалиме или бетонным плитам Голливуда. Изначально он был молитвенным. Его можно увидеть, например, в одной из поз Будды. И сейчас должностные лица или свидетели в суде принимают присягу, касаясь левой рукой Библии или Конституции, подняв при этом правую руку и повернув ее ладонью к аудитории. И само слово присяга восходит к глаголу сягать, «доставать до чего-либо, хватать». Отзвуки этого архаического жеста сохранились в детских играх, например в игре в салочки. А сколько выражений со словом «рука» мы используем в повседневной речи! «Я без него как без рук», «из рук вон плохо», «золотые руки», «сон в руку», «рука набита», «тяжелая рука», «взять себя в руки» и т.п. Приведенные примеры не оставляют никаких сомнений в том, что образ и понятие руки — чрезвычайно емкий, многозначный и многомерный символ, и в этом качестве он всегда служил важным механизмом памяти культуры, перенося основополагающие смыслы из одного ее пласта в другой. Этот символ обладает почти бездонной смысловой глубиной, которую практически невозможно исчерпать какой-либо одной жестко фиксированной интерпретацией; в значительной мере она зависит от изменчивого культурного контекста.
Литература Байбурин, Топорков 1990 — Байбурин А., Топорков А. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 1990. Библия — Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд. Московской Патриархии, 1990. Дэвлет 2004 — Дэвлет Е. Альтамира: у истоков искусства. М., 2004. Дэвлет, Дэвлет 2000 — Дэвлет Е., Дэвлет М. Духовная культура древних народов Северной и Центральной Азии (мир петроглифов). Нью- Йорк, 2000. Жуковская 1988 — Жуковская Н. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988. Иванов 1972 — Иванов Вяч. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии // Ранние формы искусства. М., 1972. Иванов 1984 — Иванов Вяч. До — во время — после? (Вместо предисловия) // Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984. Кабо 1969 — Кабо В. Происхождение и ранняя культура аборигенов Австралии. М., 1969. Кон 1988 — Кон И. Введение в сексологию. М., 1988. Кондаков 1915 — Кондаков Н. Иконография Богоматери. СПб., 1915. Маковский 1996 — Маковский М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996. Максимов 1866 — Максимов С. Русский человек в гостях // Задушевное слово. Т. 12. СПб., 1866. Михельсон 1912 — Михельсон М. Русская мысль и речь. СПб., 1912. Моррис 1983 — Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983. Окладников 1967 — Окладников А. Утро искусства. Л., 1967. Олеарий 1906 — Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. Пропп 1986 — Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. Ригведа 1972 — Ригведа. Избранные гимны. Перевод, комментарий и вступительная статья Т. Елизаренковой. М., 1972. Родионов 1988 — Родионов М. Голубая бусина на медной ладони. Л., 1988. Сирот 1985 — Сирот И. Русские пословицы библейского происхождения. Брюссель, 1985. Стецкевич 1998 — Стецкевич Т. Символика «раскрытой ладони» в шиизме // Символ в религии. Материалы VI Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб., 1998. Столяр 1972 — Столяр А. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания (К постановке проблемы) // Ранние формы искусства. М., 1972. Толстые 1974 — Толстые Н. и С. К семантике правой и левой стороны в связи с другими символическими элементами // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. № 1(5). Тарту, 1974. Тюлина 1992 — Тюлина Е. Традиционные представления о человеке в Гаруда-пуране // Общественная мысль Индии: проблемы человека и общества. М., 1992. Фразеологический словарь 1994 — Фразеологический словарь русского языка. СПб., 1994. Эстес 2003 — Эстес К. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М., 2003. Этинген 2006 — Этинген Л. Мифологическая анатомия. М., 2006. Leroi-Gourhan 1965 — Leroi-Gourhan A. Treasures of prehistoric art. N.Y., 1965. Turner 1967 — Turner V. The forest of symbols. N.Y., 1967. Waite 1966 — Waite D. Kwakiutl transformation masks // The many faces of primitive art. New Jersey, 1966.
Вернуться назад |