ИНТЕЛРОС > №25, 2018 > «Православный космизм» Алексея Ремизова – динамическая экспозиция литературного образа Гущин О.В.
|
Аннотация: В статье предпринята попытка описать связи и отношения сценических планов романа А.М. Ремизова «Пруд», которые на поверхности литературного произведения просматриваются как в их динамическом единстве, так и в противостоянии отличий. Сюжетные планы романа соответственно идентифицированы как: I. феноменальный, «связывающий» элементы природы, православного космизма и истории личности главного героя в целостность литературного образа; и II. фактичный, дериватный, надстроечный, в котором, напротив, все раздроблено, чуждо, лишено связей и отношений, подвержено нивелированию и обесценению, распаду и уничтожению. Названные планы берут свое начало в таком сближении различия и различенного, когда главный герой и мир выступают как один и тот же субъект. Но как только главный персонаж пытается себя идентифицировать, определить свое “я”, себя как субъекта многоуровневой жизни, как социально-культурное ролевое лицо, он тем самым приводит в стремительное захватывающее движение бытийные нехватки: «еще не “я”» и «уже не “я”», уготовляющие в своих взаимопритяжении и взаимоотталкивании срок-состав сюжетного развития. Их сближение до эффекта переплетения и взаимопроникновения не устраняет их отличий. Метания главного героя между собственными разрозненными неузнанными личностями рано или поздно «запускает» такой бытийно-временной алгоритм, который неизбежно подводит персонажа к конечности его сюжетной линии (земной или небесной), завершенности всякой фабулы, времени в целом. И только в смерти или в сопредельных с ней состояниях осуществляется т.н. «полная рефлексия» жизни героя, когда ему открываются подлинные отношения сюжетных планов, между которыми эпизодически «пробегает» точка актуальности (внимания и одновременно присутствия), каждый раз захватывающая содержания одного для сопоставления с другим. Каждый раз становясь неким постоянно возобновляемым переходом из одного литературного контекста в другой. Ключевые слова: Персонаж, идеальный субъект, феноменальный и дериватный планы, отношение, «заточённый сценарий», сдвиг-сход, разрыв-разлом, самодвижение, порыв, спонтанность, свобода, принятие, живое настоящее, жертвенная вещь, конфликт оснований, жизнь, смерть, великая тьма, спасение, рефлексия, синтез, трансценденция, самореференция, целое как таковое, точка наблюдателя
"Orthodox Cosmism" by Alexey Remizov – Dynamic exposition of the literary image
|