Журнальный клуб Интелрос » VOX » №25, 2018
Аннотация: В статье предпринята попытка описать связи и отношения сценических планов романа А.М. Ремизова «Пруд», которые на поверхности литературного произведения просматриваются как в их динамическом единстве, так и в противостоянии отличий. Сюжетные планы романа соответственно идентифицированы как: I. феноменальный, «связывающий» элементы природы, православного космизма и истории личности главного героя в целостность литературного образа; и II. фактичный, дериватный, надстроечный, в котором, напротив, все раздроблено, чуждо, лишено связей и отношений, подвержено нивелированию и обесценению, распаду и уничтожению. Названные планы берут свое начало в таком сближении различия и различенного, когда главный герой и мир выступают как один и тот же субъект. Но как только главный персонаж пытается себя идентифицировать, определить свое “я”, себя как субъекта многоуровневой жизни, как социально-культурное ролевое лицо, он тем самым приводит в стремительное захватывающее движение бытийные нехватки: «еще не “я”» и «уже не “я”», уготовляющие в своих взаимопритяжении и взаимоотталкивании срок-состав сюжетного развития. Их сближение до эффекта переплетения и взаимопроникновения не устраняет их отличий. Метания главного героя между собственными разрозненными неузнанными личностями рано или поздно «запускает» такой бытийно-временной алгоритм, который неизбежно подводит персонажа к конечности его сюжетной линии (земной или небесной), завершенности всякой фабулы, времени в целом. И только в смерти или в сопредельных с ней состояниях осуществляется т.н. «полная рефлексия» жизни героя, когда ему открываются подлинные отношения сюжетных планов, между которыми эпизодически «пробегает» точка актуальности (внимания и одновременно присутствия), каждый раз захватывающая содержания одного для сопоставления с другим. Каждый раз становясь неким постоянно возобновляемым переходом из одного литературного контекста в другой.
Ключевые слова: Персонаж, идеальный субъект, феноменальный и дериватный планы, отношение, «заточённый сценарий», сдвиг-сход, разрыв-разлом, самодвижение, порыв, спонтанность, свобода, принятие, живое настоящее, жертвенная вещь, конфликт оснований, жизнь, смерть, великая тьма, спасение, рефлексия, синтез, трансценденция, самореференция, целое как таковое, точка наблюдателя
Abstract: The research focus of the study is to describe the structures and relationships of the plot cross-sections in the novel by A.M. Remizov "Pond", which are represented in the literary work both in their dynamic unity and in the confrontation of differences. The plot of the novel is accordingly identified as: 1. Phenomenal aspect, which is "binding" elements of nature, orthodox cosmism and the history of the protagonist’s personality in the integrity of the literary image; and II. Factual, derivative aspect, in which, on the contrary, everything is fragmented, alien, devoided of ties and relations, prone to levelling and impairment, disintegration and destruction. These plans originate in such a convergence of distinction and differentiation, when the protagonist and the world act as the same subject. But as soon as the main character tries to identify himself, to define his "I", himself as a subject of multilevel life, as a social and cultural role-person, thus he leads to a rapid thrilling movement into existential shortage: "Not yet "I"” and "No longer "Me"”, preparing in its complex attraction and repulsion the plot-time as the composition of the story development. Their convergence to the effect of interweaving and interpenetration do not eliminate their differences. Throwing the protagonist between his own disparate unrecognized personalities sooner or later "launches" such existential-temporal algorithm, which inevitably brings the character to the limb of his storyline (terrestrial or celestial), the completeness of any plot, the finality of time in general. And only in death or in the neighbouring states is fulfilling so-called "full reflection" of the hero’s life, when he opens genuine relationships of story’s topologies, between which sporadically "runs" the point of urgency (attention and at the same time, presence), each time capturing the content of one to match with the other. Every time becoming a kind of constantly renewable transition from one literary context to another.