ИНТЕЛРОС > №11, 2011 > Флешмоб

Е.А. Лавренчук
Флешмоб


18 января 2012

ФЛЕШМОБ – примером наглядного порождения интернет-культуры является флешмоб (flashmob). Эту летучую форму социальности («единство по случаю») следует рассматривать как идеальную площадку для социального творчества. Событие «flashmob-илизации» выводится из-под влияния господствующих структур социальности. «Мобберы» совершают оговоренные посредством интернет-коммуникации действия абсурдного содержания. Это вторжение социальной самодеятельности игнорирует всякую преувеличенную серьезность и исключительную важность «больших» социальных тем – политики, требуемого социального поведения, почитания власти и т.д. Флешмоб дискредитирует некритически унаследованные социально-ролевые функции, предписывающие делать одно и не делать другое. В этом отношении флешмоб обладает амбивалентной природой – как возможностью ухода от политических доминирующих манипуляций, так и вовлечением в любые другие способы манипулирования, к примеру, возмущенными массами футбольных болельщиков. Тем не менее, можно усмотреть в этом явлении самозарождение (пока еще не явно и на короткое время) совершенно невозможных в «до-интернетовской» коммуникации форм и способов кооперации людей.


Вернуться назад