Тема номера: Интеллектуальные традиции в педагогике: идея и опыт
Педагогику нельзя рассматривать вне реального состояния общества и цивилизационных тенденций. Наше время — это особая фаза мировой цивилизации: ее общая стагнация, разложение общественных и культурных паттернов, духовная бесперспективность, всеобщая социально-культурная тупиковость. Общество не знает, куда ему двигаться и к чему стремиться. В этой фазе, отвечая на вопрос, для какой роли готовить растущего индивидуума, педагогика не может не испытывать состояние паралича и атрофии воли. Педагогика не может признать, что ей следует тщательно выращивать молодую поросль для того, чтобы ее бессмысленно растоптала и искромсала слепая социальная машина…
Сегодня наиболее эффективной могла бы стать «открытая педагогика», предоставляющая подрастающей личности лишь средства для выбора направления приложения своих сил, особенно если бы принципы такой «открытой педагогики» могли сформироваться в связи с идеями независимого «делания себя» и калогатии. На тонущем корабле могут спастись лишь инициативные люди, обладающие средствами спасения… Аркадий Ровнер. От поточной к открытой педагогике
Сергей Мазур
О НАЗВАНИИ «РУССКИЕ В ЛАТВИИ» И «РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ЛАТВИИ»
Аркадий Ровнер
От поточной к открытой педагогике
Вячеслав Иванов
Я сторонник цивилизованного анархизма, который желательно развить у молодых людей
Макс Штирнер и нетрадиционное в педагогике
Александр Внуков
Педагогическая деятельность: услуга или служение?
Макс Штирнер
Ложный принцип нашего воспитания, или Гуманизм и реализм
«Педагогика Бога» в системе взглядов И.Г. Гамана
Юрий Сидяков
О СОСТОЯНИИ РУССКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В ЛАТВИИ В 1920 – НАЧАЛЕ 1930 гг.
Сергей Цоя
Русские университетские курсы — Русский вуз в довоенной Латвии
Геннадий Вальдберг
Записки на полях По поводу статьи Евгения Земеля: «Драма России. Продолжение истории»
Русскому языку ничто не угрожает ни в Латвии, ни в мире
Гарри Гайлит
Триумфы и падения Аксенова