Из келий в ханские шатры: сирийская поэзия монгольского времени
Сирийская христианская поэзия XI–XIV вв. (эпоха «Сирийского Ренессанса») до настоящего момента остается малоизученной. Одна из причин этого – ставший традиционным подход исследователей, расценивающих эту поэзию как вторичную вследствие сильного влияния исламской литературы. Причиной изменения характера литературы послужили исторические события XIII в.: окончательное крушение халифата (1258 г.) и образование на территории Ирана и Ирака государства с монгольской династией Ильханов (Хулагуидов) во главе. Из-за благосклонного отношения монархов, симпатизировавших христианству, сирийская литература приближается к царскому двору, что отражается на ее характере. В статье предпринята попытка показать, как поэзия этого времени отражала политическую и общественную жизнь эпохи. Кроме того аргументируется идея, что поэзия этого направления представляет собой оригинальный синтез собственных традиций и достижений исламской культуры. Один из создателей этого нового стиля – Григорий Бар ‘Эбройо (1226–1286), знаменитый западносирийский философ и энциклопедист. Тот же эстетический подход развивал его восточносирийский современник Хамис бар Кардахе из города Арбела, использовавший сложные схемы рифмовки и ритмики, чтобы добиться большего эффекта, в том числе на придворную элиту.
|
26 августа 2015
Зороастрийские мифологические мотивы и феномен христианской аккультурации в Сасанидской Месопотамии
В статье рассматриваются два случая заимствования зороастрийских мифологических мотивов сирийскими христианами. Первый пример, засвидетельствованный впервые в сочинениях Ефрема Сирина (IV в.), касается реинтерпретации традиционного образа библейского Рая как опоясывающей весь мир космической горы, возникшей, по всей вероятности, под влиянием иранских космологических традиций, связанных с горой Албурз. В качестве второго примера обсуждается использование автором анонимного сирийского сочинения известного как «Пещера сокровищ» (VI–VII вв.) фигуры Рапитвина, «духа полдня», известной из зороастрийской мифологии. Рассмотренные случаи использования сирийскими авторами элементов зороастрийской мифологии представляют собой ценное свидетельство, проливающее дополнительный свет на сложный и разносторонний феномен аккультурации христианского меньшинства по отношению к культуре иранского общества в эпоху поздней античности
|
26 августа 2015
Государство и религия: основание монастырей и покровительство им как способ контроля над территориями в Армении во второй половине IX в.
- . В статье на трех примерах рассматривается связь между покровительством монастырям и контролем над территориями в Армении во второй половине IX в. Первый пример – монастырь Севан, основанный княгиней Мариам Багратуни и знаменитым отшельником Маштоцем в 871 г.
|
26 августа 2015