Последнее десятилетие нашего XX века характеризуется, особенно в связи с освобождением средств массовой информации от гнета цензуры, диктуемой далеко не всегда четкими требованиями идеологической чистоты в странах с диктаторским режимом разгулом конкуренции не только в экономической, но и в духовной сфере и ожесточенными атаками на методы и результаты созидания естественнонаучных знаний (ЕНЗ) со стороны адептов религии и так наз. паранаук, не отягощенных требованиями достаточной обоснованности своих исходных положений. Что касается роли религии и причин ее воздействия на умы людей, то много и подробно размышлял на эту тему еще Б.Спиноза. Полемизируя с тезисом Фомы Аквинского, Спиноза приводит целый ряд аргументов как априорного, так и апостериорного характера. В частности, он утверждал, что только Бог должен мыслиться и существовать в качестве первопричины всех вещей и событий, предопределяя и управляя всем, включая самого себя. Современные соображения о биологических (или скорее психологических) потребностях человека в вере в высшее начало, являющееся, с одной стороны, покровителем людей, ориентированных сызмальства на родительскую опеку, и с другой — первопричиной (творцом) всего сущего из ничего, высказал недавно известный врач (кардиолог) Н.М.Амосов , который является в то же время откровенным атеистом.
|