ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РОССИЯ
|
|
История экуменизма: забытый ранний этап
Историки экуменизма обыкновенно датируют его оформление началом XX в., указывая в качестве «символического начала» на Всемирную миссионерскую конференцию, состоявшуюся в Эдинбурге в 1910 г. Поиски зарождения экуменической мысли приводят исследователей в предшествующие столетия, до XV–XVI вв. Однако известны восточные источники, свидетельствующие о том, что экуменическая парадигма экклесиологической мысли, типологически соответствующая той, которая сложилась в XX в., в действительности сформировалась значительно ранее. В эпоху расцвета средневековой арабо-мусульманской культуры в кругах восточных христиан проявляется объединительная тенденция: в сочинениях ряда авторов христианские конфессии не противопоставляются полемически друг другу, но, напротив, сводятся к общим вероучительным основам, причем утверждается равноценность путей, по которым следуют основные христианские сообщества. Настоящая статья иллюстрирует ранний экуменизм, опираясь на средневековые арабские источники, и выявляет необходимость скорректировать историю экуменической мысли, дополнив ее главой о средневековом восточном этапе.
|
26 августа 2015
Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности ‘Абд ал-Масиха ибн На‘има ал-Химси, арабо-христианского переводчика Плотина
В настоящем исследовании предпринимается попытка определить конфессиональную принадлежность арабо-христианского переводчика Плотина, ‘Абд ал-Масиха ибн На‘има ал-Химси (IX в.). Рассматриваются три версии: он мог быть маронитом, мелькитом или яковитом. Отсутствие первоисточников, которые позволили бы контекстуализировать ал-Химси в его христианской среде, означает, что любое решение неизбежно будет предварительным. Тем не менее, представляется вероятным, что ал-Химси был халкидонитом (т.е. маронитом/монофелитом или мелькитом/дифелитом), но не яковитом, и что он был связан с кругами сирийских или палестинских оригенистов. По-видимому, на волне этого оригенизма он изучал неоплатонизм и получил доступ к греческой рукописи «Эннеад». В случае, если он был мелькитом, можно предположить, что он получил свое философско-богословское образование и переводческую подготовку в одном из монастырей Палестины (например, в лавре св. Саввы Освященного, одном из важнейших переводческих центов раннеисламского периода, или в лавре Мар Харитона). В случае, если он был маронитом, он, вероятно, имел связи с возможным центром оригенизма в монастыре Мар Марона в западной Сирии.
|
26 августа 2015
Отношения между коптами и сирийцами в свете открытий в Дейр ас-Сурйāн
26 августа 2015
|
|
|
Последние выпуски бюллетеня "ИНТЕЛРОС - Интеллектуальная Россия"
можно приобрести в магазине "Фаланстер".
|