Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №2, 2015
Историки экуменизма обыкновенно датируют его оформление началом XX в., указывая в качестве «символического начала» на Всемирную миссионерскую конференцию, состоявшуюся в Эдинбурге в 1910 г. Поиски зарождения экуменической мысли приводят исследователей в предшествующие столетия, до XV–XVI вв. Однако известны восточные источники, свидетельствующие о том, что экуменическая парадигма экклесиологической мысли, типологически соответствующая той, которая сложилась в XX в., в действительности сформировалась значительно ранее. В эпоху расцвета средневековой арабо-мусульманской культуры в кругах восточных христиан проявляется объединительная тенденция: в сочинениях ряда авторов христианские конфессии не противопоставляются полемически друг другу, но, напротив, сводятся к общим вероучительным основам, причем утверждается равноценность путей, по которым следуют основные христианские сообщества. Настоящая статья иллюстрирует ранний экуменизм, опираясь на средневековые арабские источники, и выявляет необходимость скорректировать историю экуменической мысли, дополнив ее главой о средневековом восточном этапе.