О визуальности стихотворения Пушкина «Герой»
В статье предлагается опыт прочтения стихотворения Пушкина «Герой» (1830) в соотнесении с иконографией Наполеона как царямессии, а также воспоминаниями о Наполеоне, в частности о посещении им чумного госпиталя в Яффе. Статья показывает, что в стихотворении Пушкина элементы наполеоновской легенды переносятся на образ Николая I, что позволяет распространить на образ российского царя также и аргументы французской антимонархической полемики.
|
26 декабря 2021
Пространство идола: визуальные структуры в «Медном всаднике»
Задача статьи — описать, как структура поэмы Пушкина «Медный всадник» формирует индивидуальный опыт героя и читателя. Этот опыт рассматривается не столько в словесном, сколько в зрительном его аспекте, с учетом таких черт поэмы, как нарративность, переплетение двух инстанций зрения и речи (повествователя и героя), неявные апелляции к «местному знанию» жителей Петербурга, магические мотивы, восходящие к романтической фантастике. травматичный визуальный опыт героя проявляется в изменении перспективы, из которой он смотрит на памятник Петру Первому, в миметическом подражании аффекту скульптурного коня, в жестах императора, размечающих пространство города. Памятник переживается как идол, изображение, наделенное сакральной силой и связанное с водной стихией. в противоборстве безумца с изваянием проявляется эстетическое взаимодействие автора и героя поэмы.
|
26 декабря 2021
Что-то более важное в жизни, чем разум…
Что-то более важное в жизни, чем разум…
|
26 декабря 2021