Библиотека » Портреты » Шариф Шукуров

Шариф Шукуров
Антропологическое cобытие Энди Уорхола: «I want to be a machine»

Антропологическое cобытие Энди Уорхола: «I want to be a machine»А как вам нравится еще одна максима Энди Уорхола: «I am a machine, I am nothing»?

В сказанное можно поверить, как это сделал Жан Бодрийар: «Уорхол – это машина. Поистине, механическая метаморфоза – это он»[1]. Ситуация, обрисованная французским философом, не столь однозначна, как мы увидим, слова художника располагают значительной глубиной смысла.

Той глубиной, о которой сам художник сказал так: «I am a deeply superficial person». Как мы увидим, наречие deeply пояснит нам антропологическое событие Уорхола много отчетливее и адекватно, нежели прилагательное superficial.

Логичен вопрос, зачем Энди Уорхол изображал мотоциклы, легковые и большегрузные машины и одновременно разрисовал реальные гоночные машины?  Наш вопрос правомочен, ибо речь идет о выдвижении и осуществлении идеи:

«Любая идея должна обязательно быть осуществленной. Я и пытаюсь осуществлять все новые и новые идеи, и всегда действовать в этом ключе»[2].

Вот почему нельзя, никак нельзя думать об автоматизме восприятия вещей Энди Уорхола, его стратегия восприятия вещи состояла в другом –

- восприятие Уорхола основывается не  на «осмыслении чего-либо» (thinking of anything), а на поисках идеи вещи – художник настаивал на этой позиции[3].

- а потому мы не найдем в вещах Энди Уорхола того или иного значения, зато у вещей художника есть смысл, почти недосягаемый смысл, имя которому nothing.

- nothing – это ничто, не-бытие, а потому нельзя думать, что машина есть Энди Уорхол, нет, Энди Уорхол – машина. Неустранимое антропологическое событие.

Совершенно очевидно, что Уорхол создал новую субъектность, новую идею и новую вещь, абсолютную вещь,  вещностью которой является субстанция, таящаяся в ничто (nothing) –

- императивную вещь -

- Deus ex machina – “I was looking for something that was the essence of nothing, and the soup can was it”.  Даже в банке супа таится суть nothing, как любая вещь всегда обладает своей вещественностью.

        Субстанция  также вещь (Лейбниц) и «вещь мыслящая» (res  cogitans) (Декарт),  можно, следовательно, думать, что Уорхол создает не просто поверхность (как он обычно говорил о себе и о своих вещах), а удвоенную вещь, состоящую из nothing и essence, -

- две вещи в одной упаковке.

Антропологическое cобытие Энди Уорхола: «I want to be a machine»Для Энди Уорхола первично видение, вторично осмысление зримого:

«Мой инстинкт говорит мне о картинах  следующее: «Если ты не думаешь о ней, это правильно».  Однако, как только ты приступаешь к размышлениям об этом, это плохо. Чем чаще ты принимаешь решения, тем чаще ты попадаешь впросак».

Пластичность превыше всего:

« I love plastic. I want to be plastic»

Художник пренебрегал Логосферой, много дороже для него оставалась пластика Иконосферы. Антропологическое Событие американского художника было иконичным.

- Анди Уорхол мог бы сказать: «Я люблю иконичность, я - иконичен». Зря Бодрийар (и не только он) говорил об объектах-фетишах во всем творчестве  Уорхола, он без сомнений, иконичен. Фетиш во многом логоцентричен – о нем размышляют, в него слепо веруют. Художник, как мы знаем, не любил размышлений.

-  машина, будь она нарисованной или реально-разрисованной, из механистичной,  несмотря на все заверения художника[4],  становится поистине иконичной. Какова же глубина иконичности вещей Энди Уорхола?

Вот один из возможных ответов самого художника на вопрос, почему он разрисовывает гоночные машины: «Я хотел проиллюстрировать скорость. Когда машина действительно быстро едет, все линии и цвета смазаны».

Олицетворением чистой скорости является изображение мотоцикла без седока. Направление в бесконечность, а Уорхола[5] называли «агентом бесконечности»[6]. Скорость и бесконечная линия движения: уводящая в никуда и в Никуда, вот идеал художника.

- а катастрофу, крушение мвшины не надо расценивать как крушение надежд, как символ разрушения. Машина окончательно растворяется в ничто, в том, что составляет ее суть, ее истинную Реальность

– переход в пространство иной вещественности, иной субстанции

 - итак, идеей Энди Ворхела была сила чистой скорости, скорость как таковая, а воплощением этой скорости были машины и мотоциклы. Он был истинным американцем, не скорость ли является одним из кредо каждого американца.

ll& Veptq Warhol


[1] Jean Baudrillard, The Perfect Crime. Translated by Chris Turner. Verso, London - New York, P. 77. Еще в одной книге о современном искусстве Бодрийар одну главу посвящает Уорхолу: Jean Baudrillard, The Conspiracy of Art. Manifestos, Interviews, Essays. Translated by Ames Hodges. Semiotext(e), Columbia University, New York, 2005. См. также: Логос. Теория машин / Машины теории. М., 2010; и особенно в фундаментальной работе: В. Подорога, Homo ex machina. Авангард и его машины. Эстетика новой формы. Об Энди Уорхоле и Йозефе Бойсе см.: T. de Duve, R. Krauss, Andy Warhol,  The Machine Perfected // October, 48, 1989.

[2] См. в интервью художника, которое он дал одному из основных исследователей его творчества: Benjamin H.D. Buchloh, An Interview with Andy Warhol // Andy Warhol, edited by Annette Michelson. Massachusetts Institute of Technology, 2001, P. 123.

[3] Buchloh, An Interview P. 120.

[4] «Вещи, которые я хочу показать, механистичны. С машинами меньше сложностей. Я хотел бы быть машиной, а вы?»

[5] О скорости машины писал и Малевич: Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах, т 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913-1929. М., Гилея, 1995, С. 174. См. об этом: Подорога, Homo ex machina, С. 31.

[6] Pamela M. Lee, Chronophobia : on time in the art of the 1960s. Именно по этой причине утверждение о том, что «машина существует только в актуальном времени» недостаточно (Подорога, Homo ex machina, С. 25). О религиозном искусстве Энди Уорхола: J.D. Dillenberger, The Religious Art of Andy Warhol, Continuum, New York, 1998.



Другие статьи автора: Шукуров Шариф

Опубликовано: Inter Esse. Журнал ученых и философов. Осень-зима, 2011
Публикуется на www.intelros.ru по согласованию с автором
Другие Портреты на сайте ИНТЕЛРОС
Все портреты
Рубен АпресянАлександр БузгалинОлег ГенисаретскийСергей ГригорьянцАбдусалам ГусейновМихаил ДелягинДмитрий ЗамятинИлья КасавинВиктор МалаховВладимир МалявинВадим МежуевАлександр НеклессаЕлена ПетровскаяГригорий ПомеранцБорис РодоманТатьяна СавицкаяВалерий СавчукОльга СедаковаАлександр ТарасовВалентина ФедотоваДмитрий ФесенкоТатьяна ЧерниговскаяШариф ШукуровМихаил Эпштейн
Поддержите нас
Журналы клуба