Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политик HALL » №35, 2007

Лилия БРУДНИЦКАЯ. Машина времени

Блеснул апрель солнышком – Рада распустилась, а флаги взошли густо-густо. Политики, устав от безуспешных поисков гармонии, попросту решили перезагрузить реальность. А поскольку матрица была, по их мнению, заложена в славные дни "оранжевой" революции, значит, туда и следует вернуться. Машины времени никто из лидеров не изобрел, зато тряхнули ресурсами, и столица, как и два с половиной года назад, превратилась в разноцветный котел. Однако, как мы видим, на сегодня даже жесткое моделирование прошлого не приносит желаемых плодов, то есть хоть видимого согласия.


Конституционная триада
Итак, со 2 апреля мы имеем открытое противостояние между коалицией и командой Президента. Если не обращать внимания на нюансы и полутона, нынешний конфликт схематично похож на "бархатный" раскол 2000 года и на далеко не ласковый конфликт 1994-го. Во всех трех случаях Верховная Рада и глава государства откровенно бодались за власть. До тех пор, пока не была принята Конституция в 1996 году, они все время делили и перекраивали свои прерогативы. В конце концов, Леонид Кучма устроил парламентариям "темную" и получил Основной закон с бесплатным бонусом в виде приятно округлившихся полномочий. Именно тогда политическая система страны обрела относительную стабильность, потому что была выстроена понятная схема с президентской доминантой, Верховной Радой как питомником дрессированной оппозиции и подконтрольным главе государства правительством. Худо-бедно, но "пирамида" работала. Парламент оставался слегка на подозрении как теоретически непредсказуемый орган, тем не менее, у всех политических сил появлялась возможность формировать стратегемы на несколько ходов вперед, что не могло не радовать.
Серьезный сбой случился, когда Леонид Кучма выступил с идеей конституционной реформы. В ее подтексте прочитывалось желание превратить ВР, скажем так, в эластичную часть единого властного механизма, усилив президентское влияние за счет второй палаты (региональных представителей), проБанковского большинства и дополнительных предпосылок к роспуску Рады. План не прошел, главным образом потому, что тогдашняя оппозиция почуяла возможность прирастить свои полномочия и принялась активно включаться в законотворческий процесс. Леониду Кучме пришлось под весьма сильным давлением соглашаться на компромисс. Поразмыслив, он наверняка не стал сильно огорчаться, ведь прекрасно знал, что будет происходить далее.
Ну, а далее вступила в действие модель, которая в наших реалиях выглядит как конституционная триада: президент, спикер и премьер практически сравнялись в возможностях и силе. Соответственно, исчез тот силовой центр, которому доставалась роль примирителя, консолидатора и истины в последней инстанции. При таком раскладе мечтать о стабилизации можно только под действием мощных антидепрессантов. Ведь если до сих пор Президент не мог договориться с парламентом (вдвоем), то едва ли стоит ожидать гармонии в треугольнике.
К чему весь этот исторический экскурс? А к тому, что до сих пор поиски оптимальной политической модели для Украины завершались, фактически, ничем. Лидеры политических сил и ветвей власти упускали из внимания принципиальные для всех, кроме как для них, вещи: например, реальную, а не искусственно моделируемую, волю народа. Или присущее всем гражданам страны без исключения стремление жить если и не веселее, то, как минимум, лучше. Зато цветовая раскраска конфигураций и распределение портфелей до сих пор остаются актуальнейшими для страны – по мнению политиков – вопросами.
Наверняка, подписывая указ 2 апреля, Виктор Ющенко мыслил в категориях "Президент – парламент", еще более упрощая смысловой срез нынешнего поединка. Думается, им двигало стремление нивелировать влияние политических конкурентов, а не пожелание компромисса. Если бы Виктор Янукович был великим стратегом, он бы под шумок давно прибрал власть к рукам, пока Президент и ВР выясняют, "а ты кто такой?!". Но премьер, как и глава государства, демонстрирует смесь неприкрытых хватательных инстинктов с романтическими представлениями о честности и благородстве. Вместо того чтобы хватать быка за рога, иными словами, использовать на полную катушку свое неожиданное амплуа миротворца, Виктор Федорович ведет долгие беседы со своим тезкой и – оказывается перед фактом "выборам – быть". При этом, благодаря искусно разыгранной комбинации, спикер остался вроде как на обочине переговорного процесса.

Иду на вы
А теперь отвлечемся от высоких материй на будничные события. В апреле градус маразма в одной отдельно взятой стране зашкаливал. Подписав указ о досрочных выборах, Виктор Ющенко не удержался от ляпсусов. Аналогично действовали и прочие фигуранты. И ладно были бы это орфографические ошибки, так нет, наделали стратегических.
Сначала о главном, то есть о главе. Во-первых, независимо от решения Конституционного суда, Президент свои полномочия превысил, потому что формального повода распускать Раду у него не было. Защита права народа на выбор и нарушение этого права путем перехода депутатов из "НУ" и БЮТ в коалицию выглядят достойными аргументами для обращения, воззвания, ультиматума, наконец, но только не для столь важного официального документа, как апрельский указ. Устная мотивация вышибает слезу: смотрел телетрансляцию, обиделся на постановление о Кивалове… Но не об этом речь. Если глава государства слегка подкорректировал сферу своих полномочий, то что помешает спикеру и премьеру округлить свои? Да ничто. На самом деле, Виктор Ющенко создал очень опасный прецедент вольготного толкования Конституции, что развязало руки его политическим оппонентам. Следовательно, любое решение конфликта в законных рамках уже невозможно. Тем более что и Президент, и спикер, и премьер в любой момент могут проигнорировать вердикт суда. Игра ведется за рамками правового поля, и предугадать действия противника, а тем более – адекватно ответить на них весьма затруднительно.
Виктор Андреевич сделал еще один промах, а именно – открыто встал на сторону определенных политсил, точнее, политсилы. В принципе, для украинской политической традиции симпатии главы государства к партиям не новость. Однако Ющенко позиционирует себя как лидер нации, да и по Конституции он – глава государства и выразитель интересов общества. Руководствуясь Основным законом, Президент должен был внимательно изучить ситуацию, ознакомиться с мнением общества, созвать несколько трепетно любимых круглых столов, собрать весомые аргументы, – и сформулировать свое мнение по поводу тех вопросов, которые особо волнуют общество, верховным представителем которого он и является. Вроде бы он отчасти этим и занимался: писал письма, ультиматумы, созывал разнофигурные столы, но никогда во время этих мероприятий не шла речь о, собственно, государстве, а лишь только о политических альянсах и собственных интересах. И теперь президент экстраполирует взгляды большого, но все-таки сегмента социума, на все население страны. Народ высказался в поддержку партий, тем самым делегировав им работу по консолидации интересов общества и разработке (еще лучше – внедрению в жизнь) оптимальной властной модели. Такой модели, которая бы позволяла представителям любых течений спокойно жить, а государству – расти, развиваться, иметь перспективу. То есть, вряд ли мотивация, изложенная главой государства, была воспринята с пониманием.
Тем не менее, Виктор Ющенко от выборов отказываться не намерен. Следовательно, премьер и спикер вполне могут отрываться по полной, поскольку вся ответственность за последствия внеочередного марафона ляжет на Президента.
Впрочем, и спикер, и премьер тоже показали себя отнюдь не белыми и пушистыми. Мы должны помнить, что, хотя Александра Мороза и Виктора Януковича объединили удивительно совпавшие интересы, на самом деле мыслят эти два политика по-разному. И эта разница сказалась в ночь со 2 на 3 апреля. Понятно, что, направляя острие удара на ВР, Президент стремился свести конфликт к дуэли "Ющенко – Мороз", так что резкая реакция парламента на указ вполне объяснима. А вот быстрый откат Януковича от резких заявлений и переход на позицию "договоризма" наверняка стал внеплановым демаршем для Мороза. Премьер перехватывает инициативу, становится флагманом миротворчества, предоставляя спикеру полезную, но малопочетную роль "бронепоезда на запасных путях". И, похоже, Сан Саныч чувствует чуждость амплуа, и желает раздвинуть рамки, однако, на фоне оголтелого миротворчества Януковича инициативы парламентариев тускнеют. Остается отрабатывать резкие приемчики, чем ВР активно и занимается.
Первая реакция коалиции на указ Президента наглядно продемонстрировала, что плана действий на экстраординарный случай у нее не было. Парламентское большинство позволило событиям течь своим чередом, не имея силового стержня и являя собой аморфный конгломерат. Это важно, поскольку коалиционеры неоднократно претендовали на всю полноту власти в стране.
Если Александру Морозу дискомфортно в роли "угрозы", то Виктору Януковичу отнюдь не в кайф быть миротворцем. Во-первых, как лидер ПР он рискует потерять симпатии части своего электората, потому что договаривается с Президентом. Среди симпатиков "сине-белых" немало товарищей, которые полагают: ни о чем с главой государства договариваться нельзя. Во-вторых, как премьер Виктор Федорович должен печься о стабильности, когда на самом деле он и его партнеры не прочь и на выборы прогуляться. Причем именно сейчас, пока свежи в памяти народной рост зарплат и пенсий (при выветренном весенним ветерком воспоминании о высоких тарифах на ЖК-услуги). И хотя, по большому счету, в экономическом плане чуда не произошло, регионалы всегда могут кивнуть на Виктора Ющенко и оппозицию, заявив, что они-де помешали, дестабилизировали ситуацию.
При таком раскладе приходится признать, что ни одна из политических сил не обладает ресурсом влияния, позволяющим отвечать за состояние дел в стране. Это обстоятельство умело эксплуатирует лидер оппозиции Юлия Тимошенко. Поговаривают, что апрельский указ Президент подписал с ее подачи и даже под ее неусыпным оком. Кому выгодны выборы – так это ей, причем по всем статьям. ЮВТ медленно, но верно окучивала пропрезидентскую "НУ". Она таки сумела выкроить из нее солидный пласт для себя в виде проектов-сателлитов "Народная самооборона" и "Европейская Украина", каковые, предполагалось, должны были усилить "НУ", выведя радикалов из ее рядов (опять же, для респекта). Нынче оба структурных новообразования подпали под влияние БЮТ. Играя и на праволиберальном, и на леворадикальном полях, Юлия Тимошенко могла бы собрать солидный урожай в процентах и даже улучшить свой результат 2006 года. Но время играет против нее, поэтому леди Ю требует выборы немедленно.

Исправление – мать учения
Все-таки, скоропостижно забыв новейшую политическую историю, главные герои крупно промахнулись. Возврат в "оранж live" наглядно проиллюстрировал неспособность ведущих украинских политиков анализировать прошлое и правильно выстраивать будущее. Виктор Ющенко, практически обнулив весь политкапитал и загнав себя в ловушку, рвется в лидеры нации, чтобы по-прежнему рулить. Судя по его решительному настрою на перевыборы, он всерьез полагает, что внеочередной марафон принесет существенные дивиденды в виде пропрезидентского большинства и проБанковской коалиции. Ему кажется, что митинги "НУ" и БЮТ – это своего рода мандат доверия от народа. А в нем Президент очень нуждается, вступая на тропу войны за власть.
Демонстрируя редкую непоследовательность за годы своего президентства и упрямство в вопросе выборов, Виктор Ющенко вряд ли получит желаемый приз. До подписания указа он еще мог выговорить себе комфортабельные условия сдачи. До второго указа (25 апреля) глава государства еще располагал аргументами для выгодного для себя диалога с коалицией. Безусловно, в этих указах есть какая-то внутренняя логика. Тем более, мартовский Виктор Андреевич не скрывал острой потребности в реверсе политреформы. Но сейчас все возможные дубинки для устрашения непокорных использованы, и оппонентам нечего бояться, кроме силового варианта.
Зато, связав решение собственной политической судьбы с выборами, Виктор Ющенко оказался в зависимости от Юлии Тимошенко, умело распотрошившей "Нашу Украину". Количественный перевес на ее стороне, но леди Ю использует не этот ресурс, а какой-то другой. Рискну предположить, что речь может идти о весьма и весьма влиятельных людях за пределами страны.
Юлия Владимировна не просто стремилась вернуться в прошлое, она страстно тянулась к жесткой конкретизации отношений с Ющенко, - с акцентом на доминировании в этой связке. Тимошенко сначала привязала Президента к оппозиции (больше некому отстаивать его интересы), а затем выставила авансовый счет. Очевидно, она страхуется всеми возможными способами, в том числе и сепаратными переговорами с ПР. Да-да, в 2005-м, дабы не подмочить имидж, лидер БЮТ дистанцировалась от регионалов, о чем сейчас должна бы сожалеть, ведь именно альянс с ПР позволил бы ей нейтрализовать главный сдерживающий фактор и непредсказуемый элемент – главу государства. Остается открытым вопрос, с кем на самом деле хотела бы дружить леди Ю, если Президент так банально путает расклады. Возможно, вернись она в 2005-й и прими другое решение, глядишь, давно бы имели и коалицию стабильную, и парламент дисциплинированный. Во всяком случае, ПР с ее понятиями о честности выглядит куда более надежным партнером, чем крайне нестабильная "НУ".
Наконец, и Виктор Янукович не против подкорректировать прошлое. Как раз тяга к миротворчеству свидетельствует, что имидж "врага народа", выстроенный "оранжевыми" острословами, его весьма тяготит и даже является болезненным для чувствительной натуры премьер-министра. Сейчас Виктор Федорович изо всех сил стремится загладить ошибки минувших дней и показать всем, что он белый и пушистый. Увы, нынче в цене иные качества. Премьеру придется уйти в глухую оборону, пожертвовав пацифистским амплуа. Такие выводы напрашиваются, судя по его реакции на последний указ президента.
Итак, при непредсказуемости Президента, который получил что хотел – возможность единолично принимать решения о судьбах страны – предугадать все возможные сценарии развития событий сложно. Остановимся на основных. Их три: досрочные выборы, договор и импичмент.
Итак, досрочные выборы через колено. В парламент проходят все те же, но без социалистов (по данным последних соцопросов). Силы ПР и БЮТ примерно равны. "НУ" ухудшает предыдущий результат и вынуждена маневрировать между двумя мегаблоками, соперничая за "золотую фишку" с КПУ. ПР и БЮТ никак не могут договориться о кандидатуре премьер-министра. Договоренности срываются, обещания обнуляются. Новые выборы… Занавес.
В качестве альтернативного прогноза можно предположить вероятность договора между БЮТ и ПР о разграничении сфер влияния при Юшенко как верховном арбитре. Однако, даже такая система не будет стабильной, поскольку в своих действиях стороны неизменно будут руководствоваться собственными интересами, стало быть, никогда не договорятся. Умозрительно можно рассуждать и о победе "НУ", очистившейся от умеренных. Во всех трех случаях без реверса политреформы Президент остается зависимым не от того, так от другого политблока. Насколько отмена поправок к Конституции интересует БЮТ, сказать сложно, потому что, едва запахло премьерством, Юлия Тимошенко прекратила говорить о пересмотре корректив в Основной закон.
Договора очень бы хотели "регионалы", готовые даже узаконить многострадальный Универсал национального единства. Узаконить джентльменские соглашения, не имеющие правового обоснования, – значит, создать крайне опасный прецедент с непредсказуемыми деструктивными последствиями. Всем участникам нынешнего диалога (назовем процесс так, хотя на самом деле это разговор слепого с глухим) понятно, что любые соглашения станут кратковременной передышкой в дальнейшей схватке за власть и первенство. Механизм договора доказал свою неэффективность в украинских политических реалиях, значит, вряд ли будет применен в столь сложных условиях.
Остается импичмент и как его ответвление – силовой вариант. Импичмент не так уж нереален, если учесть возможность договора ПР с БЮТ о ситуативном совпадении интересов. Устранив Президента, они могли бы без помех разбираться промеж себя. Сдерживает их разве что сознание, что Виктор Ющенко, по иронии судьбы обрушив систему, остается гарантом хоть какого-то подобия респекта или хотя бы отсутствия ударов в спину.

Мы
Играя в конфигурации, политики не обратили внимания на крошечный нюанс. Страна живет спокойно, раскалываться не спешит, и люди в общественном транспорте куда с большим чувством обсуждают прогноз погоды и виды на урожай, нежели последние решения и изречения главных политических фигурантов. За годы относительной стабильности в политикуме сформировалась мощная прослойка под названием "власть на местах", от которой во многом зависит теперь целостность Украины и дальнейшая судьба этого государства. К ней следует добавить и средний чиновничий класс, тот самый, с коррупцией в среде которого так упоительно боролась Тимошенко-премьер. Если рассматривать взятки как инвестиции общества в стабильность, то пока что они отрабатываются: все работает без сбоев. Как раз в разросшемся "среднем слое" и заключается защитная реакция общества на нестабильность.
А общество-то, мы, другими словами, как хотело четких и честных правил игры, так и хочет. Чтобы права личности и гражданина уважали и чтили. Чтобы существовала национальная идея, все-таки сформулированная нашими политиками. Наконец, чтобы они поняли – мы, пережив "оранжевое" разочарование, стремимся к настоящим ценностям, которым не страшна никакая девальвация. В конце концов, хотим просто жить, оставляя поиски конфигураций политикам. Коль мы их наняли.
К слову, о "наняли". Лидеры парламентских партий получают из госбюджета деньги на развитие и существование. Изрядные суммы им отваливаются почти прямиком из наших с вами карманов и кошельков, поскольку выплаты формируются из налоговых поступлений. Так что они действительно наемные работники у социума.
Архив журнала
№47, 2015№45, 2008№44, 2008№43, 2008№42, 2008№41, 2008№40, 2008№39, 2007№38, 2007№37, 2007№36, 2007№35, 2007№34, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба