За всю историю человечества ни в одной сфере деятельности не было
проявлено столько изобретательности и технической мысли, как в
оружейном деле. В большом музейном собрании старинного холодного оружия
вначале теряешься: все это разнообразие колющих, рубящих и ударяющих
предметов, кажется, не поддается классификации. Но, если
поинтересоваться национальной принадлежностью каждого из этих
предметов, поневоле начинаешь улавливать систему. А потом приходит
понимание любопытной связи между оружием каждого народа и его
национальным характером, нравами и обычаями.
Сплоченный Рим
Странно, на первый взгляд, выглядит вооружение древнеримского воина:
огромный щит в виде полуцилиндра и при этом короткий широкий меч –
гладиус. Казалось бы, такой воин неповоротлив и беззащитен перед
варваром, вооруженным, как правило, длинным мечом. Но на самом деле это
оружие было удобным и функциональным исходя из древнеримской тактики
боя. Римляне сражались исключительно в сомкнутом строю. Из их щитов
было легко составить сплошную непробиваемую стену, а короткий меч не
давал возможности при замахе снести голову соседу.
Все дело в том, что римляне, в большинстве своем, не отличались особо
могучим телосложением и в одиночном бою, как правило, уступали
соперникам. Так что их боевая стратегия и традиция возникла из чисто
практических соображений, но преподносилась как отражение общего духа
сплоченности и единства, которые активно культивировались в римском
обществе времен ранней Республики.
Русский кистень
Весьма странной представляется слабость фантазии оружейников
Древней Руси. Долгое время они ограничивались простейшим набором:
довольно широкий меч небольшой длины (около метра вместе с эфесом),
простое копье, боевой топор и ударно-дробящее оружие: палицы, булавы,
кистени.
На этом фантазия оружейников Руси иссякла и далее пошла по пути
заимствования: сначала у татар позаимствовали саблю, потом у Запада –
протазан – копье с широким мечевидным наконечником и серповидными
крючьями для отражения вражеских ударов. Из всего достояния оружейников
Древней Руси самым живучим оказался кистень – его широко применяли еще
в ХІХ веке, но уже не солдаты, а многочисленные русские разбойники.
Причины такой оружейной непритязательности пока толком не объяснены.
Как нам представляется, все дело в том, что на Руси, вплоть до России и
Украины сегодняшнего дня, не было сколько-нибудь многочисленных
профессиональных армий (дружины князей не в счет), потому оружие
требовалось такое, которым при минимальном навыке может владеть простой
ополченец.
Моргенштерн и "горы пламени"
Зато на Западе армии ландскнехтов множились, и новые времена
ставили перед ними новые задачи. С появлением сплошных доспехов
потребовалось оружие, которое могло их разрубить или проломить. Такая
задача во времена Позднего Средневековья породила совершенно чудовищные
изделия.
Например, фламберг ("гора пламени") – это огромный двуручный меч,
который не только достигал двух метров в длину и до десяти килограммов
веса, но при этом еще имел волнистую форму лезвия, напоминавшую языки
пламени. Это делалось для удлинения и без того немалой режущей
поверхности.
Трудно себе представить, какой исключительной силой и ловкостью нужно
было обладать для владения таким оружием. Ведь в бою приходилось не
только рубить противника, но и отражать его удары, а пользоваться щитом
с подобным мечом было невозможно в принципе. Для защиты служили
серповидные крючья на лезвии возле гарды: ими при определенном навыке
можно было не только отразить вражеский удар, но и обезоружить
противника.
Еще один оружейный монстр – большой боевой цеп: толстенный кол,
достигавший бойцу до плеча, с массивной железной цепью, на конце
которой – увесистая гиря с острыми шипами. Нетрудно себе представить,
насколько такое оружие было тяжелым и неудобным: и в бою, и при
переноске оно имело свойство цепляться за любой посторонний предмет и
бить "по чем попало", в первую очередь – по самому бойцу. Тем не менее,
боевой цеп явно пользовался спросом: ведь при удачном ударе у
противника уже не оставалось никаких шансов. Например, народного героя
Чехии Яна Жижку постоянно изображают именно с таким оружием.
И последний достойный член славной троицы – моргеншетрн ("утренняя
звезда"). Часто так ошибочно называют любое ударное оружие с шипами. Но
настоящий моргенштерн – это тот же кол, только более длинный, около
двух метров, увенчанный грушевидным утолщением (часто для этой цели
использовали ступицу от старого колеса), которое по окружности унизано
довольно длинными и острыми шипами. Еще один шип, толще и длиннее
прочих, торчал вперед по оси оружия. Этим шипом наносили колющий удар,
как пикой, если же противник уворачивался, то получал дробящий удар
боковой поверхностью набалдашника.
Такое удивительное сочетание двух принципиально разных видов оружия
(колющего и ударно-дробящего) уникально в своем роде и подтверждает
мысль, что нестандартные решения в первую очередь приходят в голову не
профессионалу, а дилетанту. Ведь возник моргенштерн не в среде
профессиональных военных, а поначалу был оружием народных повстанцев
времен крестьянских войн в Германии, и там показал свою эффективность,
а потом уже попал на вооружение регулярных армий.
Все эти виды оружия, несмотря на принципиальные различия конструкции,
воплощают одну и ту же главенствующую идею. Это овеществленный культ
грубой силы, в соответствии с которым, противника обязательно нужно
было разрубить пополам или расплющить в лепешку. Истинное проявление
духа Средневековья!
Арабские сабли
Зато оружие арабского Востока того же времени подчинено
принципиально иной задаче: нанести как можно больший урон противнику,
не слишком утруждая себя (целый день тяжеленным мечом не помахаешь –
жарко ведь!). Малые длина и вес арабских, иранских, турецких сабель
компенсировались большой кривизной лезвия и исключительным качеством
стали. Той же цели – возможно больший ущерб при малых усилиях –
подчинены и некоторые экзотические виды оружия, например, зульфакар –
"меч пророка". По преданию, такое оружие и с таким же именем имел
пророк Мухаммед. Это не меч, а сабля, клинок которой у основания
раздваивается наподобие пинцета – хоть одна из половинок достанет
противника!
А для тех, кто не любил обременять себя ношением ножен, был придуман
"пояс пустыни" – прямой обоюдоострый меч из тонкой и очень гибкой
стали, который сгибался кольцом вокруг пояса. Рукоятка служила пряжкой.
К особому крюку на ней за специальное отверстие прикреплялся конец
лезвия. Такое легкое и удобное оружие предпочитали караванщики в
дальних походах – отсюда и название.
Боевая флористика
Оружие центра Черного континента, собранное в большом количестве,
напоминает ботанический сад: своеобразные изгибы лезвий кинжалов и
широких наконечников копий явно навеяны растительными формами.
Интересно, что традиции заимствовать растительные формы в холодном
оружии в древности существовали и у других народов, но только в Африке
приобрели столь широкое распространение и сохранились до настоящего
времени. Видимо, правду говорят, что нигде больше человек так не
ощущает связи с природой, как в Африке! Кстати, некоторые европейские
оружейные фирмы только в конце ХХ века оценили преимущества
листовидного лезвия в боевых ножах.
И еще что интересно: меча в европейском понимании Африка не знала.
Их фирменная "фишка" – африканский многолезвийный меч, не имеющий
мировых аналогов. Собственно, и мечом-то его называют лишь за неимением
в европейских языках другого названия. Больше всего этот предмет
напоминает произведение декоративно-прикладного искусства местных
мастеров. Явно прослеживаются те же изгибы и линии, что и в
традиционных скульптурах, а еще – опять-таки, растительные мотивы.
Такое оружие, в отличие от любых других мечей, можно было с успехом
метать. И еще одна любопытная особенность: таких мечей в музейных
коллекциях насчитывается довольно много, но бесполезно искать среди них
хотя бы два одинаковой формы.
Впрочем, вернемся к Европе: если на других континентах холодное
оружие остановилось в развитии на определенном этапе, то тут прогресс
продолжался.
Шпаги галантного века
С развитием огнестрельного оружия ношение доспехов утратило смысл.
Вслед за ними вымерли и описанные европейские оружейные монстры. Их
заменила легкая и изящная шпага. При всей своей легкости и изяществе
она все-таки доставляла немало хлопот в роскошных покоях "галантного
века", особенно во время любовных свиданий или танцев. Тем не менее,
шпага оставалась непременным элементом дворянского костюма.
Это противоречие французские оружейники разрешили в чисто национальном
духе: появилась придворная шпага, которая представляла собой скорее
украшение, нежели оружие. Ее роскошно отделанный эфес иногда даже не
вмещал руку, лезвие длиной не превышало 50 – 60 сантиметров и чаще
всего представляло чисто символическую полоску металла, ни в коем
случае не предназначенную для боя (в поперечном сечении клинок имел
форму овала, заточить его было невозможно в принципе). Да и обнажать
такое оружие не было надобности: внутренние конфликты во дворцах решала
стража, а для дуэлей слуги приносили настоящие шпаги. Та же традиция в
ХІХ веке продолжилась в шпагах чиновников многих государств – эти шпаги
были не более чем деталью парадного облачения.
Коварство эпохи Возрождения
Еще одно любопытное проявление национального характера, на этот раз
итальянского, – стилет. Его тонкое граненое лезвие, длиной не более 20
см (обычно еще меньше), явно не предназначено для боя. Это оружие
исключительно для коварного убийства исподтишка. Если для владения,
например, фламбергом нужна была неимоверная сила, то стилет требовал
точности движений и исключительного знания анатомии. Ведь поразить
крошечным лезвием нужно было с одного удара, иначе жертва нападения
могла вытащить более солидное оружие и быстро закончить конфликт в свою
пользу. Иногда поражающее действие стилета усиливали с помощью особой
формы лезвия: его конец делали в виде наконечника стрелы. Получалось
оружие одноразового действия, поскольку, при тогдашнем уровне развития
хирургии, извлечь его можно было только из трупа.
Учитывая, что подобные предметы изготавливались вручную и исключительно
на заказ, воспользоваться таким стилетом мог только убийца на службе у
состоятельного хозяина. Да и услуги самого убийцы стоили недешево: ведь
в случае неудачи он был обречен. Но именитые итальянцы эпохи
Возрождения не жалели денег на то, чтобы извести соперника.
Впрочем, по части оружейного коварства итальянцы занимают отнюдь
не первое место в мире. Их намного превзошли вегетарианцы индусы,
которые не убивают коров, зато достигли немалых высот конструкторской
мысли в убийстве людей.
Изобретения Индостана
Трудно даже представить, что могла сделать с человеческим телом
сабля – пила. Замысловатая форма ханжара позволяла при коротком лезвии
наносить длинную рану, гарда в форме скобы предохраняла от выпадения
оружия из руки, а утолщение в задней части рукоятки позволяло зажать ее
в ладони, пропустив узкую часть рукоятки между пальцами, и нанести
прямой удар, как кастетом. Отразить такой удар крайне трудно.
Но "изюминка" индийских оружейников – это кутар. Его держали за
поперечную перекладину и наносили только короткие прямые удары. При
этом перекладина сдвигалась вперед, полое внутри лезвие раздвигалось по
длине на две половины, наподобие ножниц, открывая еще одно, неподвижное
лезвие меньшего размера. Так получалась тройная, крайне опасная рана.
Любопытно, что и саблю-пилу, и кутар у индусов без каких-либо изменений
позаимствовали итальянцы эпохи Возрождения. Стоит подумать, какие связи
могли существовать между этими двумя столь отдаленными и внешне
несхожими народами?
Поиск совершенства по-китайски
Чем дальше на Восток, тем больше растет изобретательность оружейных
мастеров. Особенно преуспели в этом китайские оружейники. Некоторые их
творения не подходят ни под какие европейские классификации. Например,
трезубец сай, вопреки западной практике, не имеет древка, а только
рукоять, как у кинжала. И еще любопытная особенность этого и некоторых
других видов тамошнего оружия: они парные, одинаковые для обеих рук.
Европейская традиция знает оружие для левой руки, но, как правило,
меньшее и более легкое (чаще всего это пара: боевая шпага с рубящим
лезвием и дага – широкий кинжал).
Особенно поражает изобилие видов древкового оружия и зыбкость его
отличий от меча. С такими видами оружия, как "Весна – Осень" или
"Девять колец", становится на дыбы вся европейская оружейная теория: то
ли это секира с короткой рукояткой, то ли меч – с длинной?
Без специальной подготовки невозможно даже представить, что
некоторые предметы странной формы – оружие, не говоря уже о том, чтобы
воспользоваться этими предметами по назначению. Таков, например, боевой
посох фан бьян чан, считавшийся традиционным оружием монахов боевых
орденов (например, Шаолиня). Кстати, сама идея особого оружия для
гражданских лиц – тоже явно местного происхождения. Некоторые
экзотические творения оружейной мысли явно родились во времена
многочисленных крестьянских восстаний: боевой серп, коса, вилы и даже
грабли...
И, опять же местными традициями навеяна форма некоторых оружейных
изделий, повторяющая тамошнюю традиционную архитектуру. Например,
секира джи откровенно напоминает фрагмент архитектуры китайского храма.
Любой европейский кузнец сделал бы лезвие сплошным, без этих
характерных перемычек.
О мечах и говорить нечего: длинные, короткие, прямые, изогнутые
самым замысловатым образом, ромбовидные… Причины такого многообразия
трудно себе представить. Можно лишь предположить, что причиной тут –
извечное китайское стремление к совершенству в любом деле. А воину
легче было достичь совершенства во владении каким-либо экзотическим
оружием, если никто из противников его не знает и не предполагает,
какого коварства ожидать от данного предмета. Впрочем, и сам боец
рисковал оказаться в таком же положении, а на изучение всего оружейного
разнообразия можно было потратить целую жизнь…
Изысканная простота катаны
Но достаточно пересечь не столь уж широкое Восточно-Китайское море, как
от всего разнообразия изделий китайских оружейников не остается и
следа. Японские мечи – катаны – имеют множество разновидностей с
отдельными названиями, но на практике отличаются исключительно
размерами. При этом форма лезвия и рукояти остается неизменной,
меняется только масштаб. Даже маленький кусунгобэ – нож для сэппуку
(ритуальное самоубийство, которое у нас почему-то называют "харакири")
– на вид всего лишь та же самая катана, только уменьшенная в несколько
раз. Набор древкового оружия несколько разнообразнее, но все равно
составляет лишь малую часть китайского ассортимента.
Все это до странности напоминает общую модель отношений двух культур.
Считается, что в древности влияние китайской культуры на японскую было
очень сильным. Тем не менее, насколько Китай тяготеет к изощренности и
многообразию, настолько же Япония – к изысканной простоте.
Отметим еще любопытный факт: только в Китае и Японии участие женщин в
боевых действиях не только допускалось теоретически, но и
практиковалось. Соответственно, некоторые образцы холодного оружия
считались женскими, как, например, легкая древковая секира нагината. По
мнению местных мастеров боевых искусств, она не требовала от бойца
большой физической силы, зато позволяла проявить такие женские
качества, как живость, гибкость и изобретательность. В Японии, на
родине нагинаты, обращаться с ней учили девушек самурайских родов. По
всей вероятности, заставлять даму постоянно таскать при себе предмет,
равный по длине ее росту, не считалось обременительным.
Правда, для обороны существовал и предмет куда более компактный и
экзотический – боевой веер тэссэн. Он в точности повторял форму и
размеры обычного, если не считать одной маленькой детали – пластины
такого веера делались не из бамбука, а из тонких стальных пластин,
верхний конец которых представлял собой остро заточенные лезвия. В
сложенном виде он, надо полагать, не доставлял его носительнице особых
хлопот. Убить таким оружием было крайне трудно: оно наносило раны
многочисленные и болезненные, но неглубокие. Тэссэн – явно оружие
защиты, скорее даже не жизни, а чести. В Европе такой заботы о
прекрасной половине человечества не проявляли вплоть до самого
недавнего времени.
***
Кстати, о женщинах. Наш совет напоследок касается, прежде всего, именно
их: не всегда есть под боком исторический музей, но достаточно часто
продаются современные имитации старинного холодного оружия. Потому
попробуйте завести своего знакомого в какую-нибудь из таких торговых
точек и поинтересоваться, какое оружие он бы предпочел, будучи рыцарем.
Правда, характеристика не получится исчерпывающей (ведь моргенштерны
или протазаны продают крайне редко), но кое-какие выводы о характере
вашего избранника сделать все же можно. Если же ваш знакомый заявит,
что оружие его вовсе не интересует, будьте осторожны: он может обмануть
и в чем-то другом, более существенном для вас!