Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политик HALL » №36, 2007

Эх, дороги... Хамид ДЕЛЬМАЕВ

Когда заезжаешь на территорию бывшего СССР, – через Брест, или Чоп, или в порту Владивостока "Тойоту" с правым рулем выгружаешь, – чаще всего самый первый знак, который встречаешь сразу после таможни – это знак "Неровная дорога". Мне всегда приходит на ум, что раз этот знак стоит перед страной, то он распространяется на всю страну. До Мурманска, Кушки, Берингова пролива или Порта Посьет – самых дальних точек в СНГ, куда можно доехать автомобилем.


altТак сложилось, что мне всю мою жизнь приходится много ездить. В том числе по автодорогам, в том числе за рулем, в том числе по Украине. И если до моей первой поездки "на Запад", а было это лет пятнадцать назад, я особо и не задумывался над нашими дорожными проблемами, то после первого же автопутешествия из Парижа в Москву понял: крылатое выражение "дураки и дороги", особенно во второй его части, будет актуально для нас вечно. Прошедшие годы лишь укрепили меня в этом убеждении.
Между тем, отсутствие дорог – это как раз и есть великая глупость дня сегодняшнего.
Дороги для экономики любой страны – это как кровеносные сосуды в организме. От них зависит динамичность экономической жизни, активность населения. Ведь что сделали американцы после Великой депрессии 30-х годов? Они построили автотрассы, прорезавшие всю страну с севера на юг и с востока на запад. И если вы посмотрите карту автодорог США, то увидите сплошную решетку, покрывающую всю страну как координатная сетка.
Германия сразу после слома Берлинской стены стала строить дороги на территории бывшей ГДР, хотя там, по нашим понятиям, и так они были неплохие. В 1992 году я проехал в авто по Восточной Германии – это был сплошной немецкий автоБАМ.
То же самое я наблюдал в Польше, Чехии и Словакии. Первое, за что они взялись после освобождения от социализма, были дороги.
Совсем недавно Европейский союз вновь принял новых членов из восточноевропейских стран, – и сразу взялся за дороги. Причем, зная, что по части "дураков" бывшие "братские сосистические (как говорил Брежнев) страны" ушли от нас недалеко, Евросоюз строит эти дороги сам, а не просто выделяет на это деньги. Болгария до вступления в ЕС имела дороги хуже, чем в СССР, а сейчас располагает первоклассными, европейского качества артериями.
Россия в последнее время тоже вроде взялась за строительство дорог, но получился долгострой, будто при социализме. Хотя свалившаяся на Россию с небес гора нефтедолларов, казалось бы, должна была решить проблему. Например, автодорога Москва – Ростов-на-Дону строится уже лет пятнадцать. А конца еще не видно. Да и получаются российские дороги совсем не такими, как на Западе.
Украина, в силу своего географического и геополитического положения, могла бы значительно поднять свою экономику за счет транзита, будь у нее хотя бы несколько современных автострад, связывающих север – с югом и запад – с востоком. Но боюсь, что это будет только тогда, когда она вступит в ЕС. Пока же строительство дорог в Украине идет по принципу: куда надо, туда и строим. Это мне объяснил один таксист в Харькове: при бывшем мэре дороги строились от мэрии – к дому бывшего мэра, к даче бывшего мэра и к дому тещи бывшего мэра. При новом мэре дороги строятся от мэрии – к дому нового мэра, к даче нового мэра и к дому тещи нового мэра. В Киеве, говорят, недавно всего за две недели построили отличную просторную дорогу в сторону Вышгорода, до Петривцив. Чья там, интересно, дача?
Проблему автострад в Украине можно было бы решить с помощью инвесторов через платные дороги, – ведь трудно ожидать, что на нее свалится, как на Россию, какое-нибудь счастье типа нефтедолларов. Такие дороги есть, например, во Франции. В обход населенных пунктов идут высочайшего качества прямые как стрела автотрассы. При этом, если вы не хотите платить, – для вас есть хотя и петляющая, но очень неплохая старая бесплатная государственная дорога.
Разумеется, в Украине есть опасность, что проблема будет решена так, как в России или Белоруссии. В России уже почти десять лет существует кусочек платной дороги под Воронежем. Но если вы не хотите платить, то вам придется вместо 7 км проехать 20, да по такой дороге, что в следующий раз будете умолять взять с вас троекратную стоимость – только бы не повторить окружной путь. А в Белоруссии в платную превращена государственная автострада от Бреста до Минска. Причем параллельной бесплатной дороги вообще нет, а качество осталось на уровне 60-х годов прошлого века.
Меня умиляет ежедневно прокручиваемая по всем телеканалам реклама автомобилей. Нет, в существование таких автомобилей я верю. Я их видел. Но где вы видели такие дороги? Вы покажите эти автомобили на наших дорогах. А если вы снимаете эти рекламные ролики в Штатах – так этим самым штатам их и показывайте. А нам покажите, как этот самый "штатский" автомобиль едет по нашей дороге. Например, от Батурина до Глухова. Или по окружной дороге Харькова. Или по мосту через Северский Донец в Чугуеве. А мы посмотрим.

Дорожное покрытие
В Японии недавно убили мэра города Токио. Основная версия следствия – месть автомобилиста, попавшего на дороге в ямку. Я смотрел этот сюжет в теленовостях, и думал: сколько мэров в год потребовалось бы Киеву или Харькову, если их количество зависело бы от числа попаданий автомобилистов в ямки? Про город Антрацит, например, вообще молчу – там этих ямок по четыре штуки на каждом квадратном метре дорожного полотна.
Качество дорожного полотна, даже на автотрассах государственного значения Украины, таково, что по ним лучше бы ездить на тракторах. Не всякий автомобиль, даже внедорожник, проедет хотя бы тысячу километров без того, чтобы из-за этого частого попадания в ямки, или на бугры, или просто езды по неровной дороге, у него что-нибудь не отвалилось бы или отвинтилось.
Ямки и бугры на дорогах Украины (да и вообще всех стран бывшего СССР) делятся на две категории: естественные и искусственные.
Естественные это те, которые возникают сами собой. Например, положили дорожники новый асфальт, а через месяц он превратился в гребенку. Или на нем появились колеи с буграми по краям. Или в некоторых местах вылезли кочки. Почему – неизвестно.
Мне один отечественный дорожник однажды популярно объяснял, что у нас, то есть в бывшем СССР, самый лучший в мире асфальт делают. Издавна. Потому что ГОСТы были хорошие. Но я так и не понял, почему асфальт – самый лучший, а дороги – самые, мягко говоря, плохие. И почему у европейцев и американцев дороги ровные и долговечные, а у нас даже новая дорога – с кочками, и ездить по ней хорошо лишь месяц, – потом опять невозможно.
Вот едешь, к примеру, по французской дороге или по немецкому автобану. Скорость – по возможностям машины, только иногда ограничена до 130 км/ч. Машина даже не шелохнется – такая дорога ровная. А на нашем самом лучшем в мире асфальте при скорости 90 машину начинает бросать вверх и вниз и из стороны в сторону. И трясти. Дорога такая. Да и рассыпается быстро. И зарастает ямками. Или буграми.
Естественные ямки бывают особого рода – я бы назвал их "вечными" или "заколдованными". В Киеве я знаю две такие ямки. Одна из них – на повороте со Столичного шоссе на окружную дорогу. Она здесь всегда – и до ремонта дороги, и после ремонта. Другая на улице Заболотного, перед самым началом спуска от Феофании к Столичному шоссе. Тоже замечательная естественная ямка, временами пропадающая, и временами появляющаяся вновь, как вечно умирающий и вечно возрождающийся бог Думузи у древних шумеров. Это обычный канализационный люк, расположенный, как и все они, прямо на дороге. Видимо, его расположили так, что он каждый месяц разбивается вдребезги большегрузным транспортом. Конечно, через неделю дорожники укладывают новый люк, но за это время энное количество машин успевает "попасть" на серьезный ремонт ходовой. Новый, как правило, служит не более месяца, и опять превращается в осколки. Причем там, рядом, еще с дюжину таких люков. Но разбивается именно этот.
Таких замечательных естественных ямок у каждого из киевских (да и не только у киевских) водителей, – у каждого на своем маршруте, – по нескольку. Они их хорошо знают и даже относятся к ним как к чему-то своему, сердечному. Например, как я к "своим" двум ямкам на окружной. А чертыхаются они, как правило, если попадают в "чужую" ямку. Потому что если ты попал в "свою" – сам виноват, прошляпил. А если попал в "чужую" – то "Я бы, мать-перемать, этих дорожников!"

Искусственные неприятности
Искусственные ямки и бугры я бы назвал "рукотворными". Потому что, в отличие от естественных, они создаются специально. Самый распространенный их подвид – вырезанные из дорожного полотна куски асфальта, после которых остается провал с острыми краями глубиной от пяти до десяти сантиметров. Их собираются залить новым асфальтом, чтобы улучшить качество полотна. Но порой проходит несколько недель между временем, когда эти ямки вырезают, и временем, когда их закрывают. Вот этот-то промежуток – наш с вами. Потому что чаще всего в них влетаешь неожиданно, особенно ночью. И тогда либо шина пополам, либо диск вдребезги. Я на таких ямках дважды оставался даже без глушителя (про колеса уже и не помню – сколько). Один раз на трассе Харьков – Дебальцево, в другой раз – между Одессой и Херсоном. Конечно, предварительно я проехал по нашим прекрасным дорогам километров по 500, то есть "подготовил" глушитель к встрече с "настоящими" искусственными ямками.
Другие искусственные ямки, – это когда кому-то потребовалось протянуть что-нибудь через дорогу, – кабель, там, или трубу какую. Тогда этот кто-то за ночь прорывает поперек дороги траншею, укладывает то, что ему нужно, и слегка присыпает эту траншею гравием. И потом месяц или два, пока эта траншея не будет закатана асфальтом, здесь будут стоять лужи, ругань, проклятия, а иногда и пробки.
Искусственные бугры – это чаще всего асфальтовые латки на бетонных дорогах. "Бетонка" обычно состоит из отдельных плит, между которыми со временем образуются "естественные" ямки. Тогда в эти ямки заливают асфальт, как правило, жидкий, он вскоре вспучивается, и получается прекрасный искусственный бугор, который легковушке преодолеть трудно, а иногда и невозможно – сядешь на "брюхо". Получается своего рода "лежачий полицейский", который лежит, правда, на трассе, где ездят со скоростью минимум 90 км/час.
Еще бывают такие маленькие бугорочки, сантиметров по пять высотой из присохшей к асфальту глины. Это трактора и самосвалы вывезли на колесах с полей и строек шматки глины. От них в сухую погоду машина идет как по стиральной доске, а в дождливую моментально окрашивается в грязно-коричневый цвет. На Западе такого уже лет 50 не встретишь (при выезде со стройки ходовая часть машины моется струями воды) – приучили штрафами. У нас же за эту грязь, почему-то, не штрафуют.

"Лежачий полицейский"
Само собой, "лежачие полицейские" – это основной вид искусственных бугров. Особенности их строения и местоположение зависят от фантазии их создателей. А создателей этих и фантазий у них – тьма тьмущая.
Материалом для "лежачих полицейских" чаще всего служит утрамбованный в ровную кучку поперек дороги асфальт. Но бывают "полицейские" из камня, как в старых районах Киева, из бетона и даже из железа. С некоторых пор стали завозиться из западных стран, а затем и изготавливаться в России и в Украине резинометаллические сборные "лежачие полицейские".
Вы можете встретить "лежачих полицейских" не только у пешеходных переходов, но и, например, на подъездах к дорожным постам различных государственных организаций, на таможенных пунктах, где стоит шлагбаум, но зачем-то выложен еще высоченный "лежачий полицейский", непреодолимый вообще без царапанья днища для легкового авто. В частном секторе многих южных городов жители часто выкладывают "лежачих полицейских" на примыкающей к дому проезжей части улицы.
В Киеве за последние два-три месяца повсеместно стали укладывать сборные резинометаллические "лежачие полицейские". Причем невооруженным глазом видно, что неспроста их укладывают в таком большом количестве. Сколько, вы думаете, необходимо "полицейских" на один пешеходный переход? Ошибаетесь. Не два. Кладут как минимум четыре. А на Голосеевской улице я насчитал в одном месте шесть!
В этой связи я вспоминаю один давний случай. Лет восемь назад я гостил у своего друга во Франции, в маленьком городке с поэтическим названием "Вильбон сюр Иветт" ("Красивый городок на речке Иветте"). Я обратил внимание, что на улицах появились новенькие "полицейские". А спустя несколько месяцев, когда я приехал вновь, их не оказалось. Я спросил своего друга Даниэля, куда они подевались? Он ответил, что после их укладки группа жителей пошла к мэру и потребовала ответа: почему их положили? Разве мы за последние двадцать лет сбили кого-нибудь на переходе? Или тебе, мэр, не на что больше тратить наши деньги?
Мэра заставили убрать "полицейских" и вернуть в казну города все до копейки из потраченного на их покупку и установку.
Понимаю, что в Киеве или в Москве такое невозможно. И что где-то они действительно нужны. Но хотя бы выяснить, "откуда растут ноги" этих "полицейских", очень бы хотелось. Потому что горожане должны знать, на что, в каких объемах и при чьем участии тратятся их деньги.

Дорожные знаки
Одна из напастей на дорогах бывшего СССР – дорожные знаки. Их слишком много, и их часто не хватает.
Например, при ремонте дорог выставляется энное количество ограничительных знаков. Но после его окончания эти знаки могут стоять еще месяц, два, год, а иногда остаются навечно. Спрашиваешь у гаишника – а почему здесь этот знак стоит? А он отвечает – дорожники поставили.
Не хватает, как правило, указателей. Если ты въехал в незнакомый город, то выехать из него можно только с помощью проводника. Да и на загородной дороге иногда едешь вслепую, потому что указателей может вообще не быть. Или стоит маленький, едва заметный с трех метров указатель. Причем иногда – за поворотом, а не до него. Разумеется, тот, кто едет здесь впервые, обязательного его проскочит. И если все же заметит его, долго будет искать два разворота, чтобы вернуться к этому указателю вновь. А если не заметит? Сами знаете.
Очень важная штука на дороге, особенно ночью, – дорожная разметка. Если полосы движения и обочина не размечены, едешь чуть ли не на ощупь – ночью не только все кошки серы, но и все дороги. А если еще дождь, то вообще лучше ночью не ехать. Или в кювет вылетишь, или со встречной машиной столкнёшься.

Проверка на дорогах
Наши дороги, несмотря на их качество, многих кормят. Есть такой стародавний, еще с советских времен, анекдот. Армянское радио спрашивают: может ли ишак на голом асфальте прокормиться? – Может, – отвечает армянское радио. – Если его одеть в милицейскую форму.
Первое место по прибылям от существования дорог, занимают, конечно, дорожники. Не те бедолаги, разумеется, которые летом и зимой, в зной и стужу, горбатятся над укладкой или ремонтом дорожного полотна и сопутствующей инфраструктуры. Богатеют чиновники, которые распределяют подряды, богатеют их друзья и близкие, которые получают генподряд, немного достается и субподрядчикам. Потому что при строительстве и содержании дорог крутятся очень большие деньги.
Конкретных примеров не приведу, кроме одного большого скандала, случившегося при строительстве Московской кольцевой автомобильной дороги. Речь шла о девяти-десятизначных цифрах зеленью. Тогда некоторых чиновников хотели "уйти" с должностей, а некоторых подрядчиков – посадить. Кончилось все как всегда: тихо-тихо все улеглось.
Ну, да Бог с ними, с дорожниками. Мы их в лицо не видим. Хотя их работу и заботу ощущаем всем существом своего автомобиля.
На втором месте по доходам от дороги, вне всякого сомнения, гаишники. Не думаю, что вся прибыль остается у младшего сержанта с жезлом. Но я не собираюсь считать их деньги. И не считаю их работу ненужной. Но вот создается впечатление, что вся их работа состоит в том, чтобы зафиксировать нарушение и наказать. И это бы я им простил, если бы они были в нужное время в нужном месте.
Вот во Франции, например, полицейских на дорогах вообще не видно. Но как только он нужен, он вырастает как будто из-под земли.
Например, ехали мы с одним другом-французом как-то на север, в Нормандию. И вдруг утыкаемся в пробку – впереди, в нескольких сотнях метров от нас, происходит авария. Еще несколько машин сходу врубаются в столкнувшиеся автомобили. А дело – на трассе, и вблизи населенных пунктов не видно. Но через семь минут (я засекал время) у места аварии садится санитарный вертолет. Еще через две минуты садится полицейский вертолет. Санитарный увез раненых, полицейские через две минуты освободили проезжую часть. И образовавшаяся уже трехкилометровая пробка в течение десяти минут рассосалась полностью. У нас же даже небольшие аварии – как катастрофы. Пробка будет стоять весь день.
Или другой случай, в той же Франции. С другим другом мы ехали на юг, в Лимож. Проехали пол-Франции, я не видел ни одного полицейского. На подъезде к Лиможу нас застал вечер. Только мы включили фары, как буквально сразу, минут через пять-десять, нас остановил полицейский патруль. Полицейский без всяких разговоров выписал штраф на 200 франков и велел немедленно устранить неисправность – одна из фар на нашей машине, оказывается, смотрела вверх и слепила водителей встречных машин.
Наши же милиционеры за такими вещами, как мне кажется, не смотрят. У нас ездят и с глядящими в разные стороны фарами, и с одной фарой, и вообще без фар.
Еще одна категория людей, занимающаяся поборами на дорогах – всякого рода "предприниматели" по "оказанию услуг". Например, в окрестностях Киева недавно появилась организованная группа "экологов".
Раньше они и в России стояли везде. Вместе с гаишниками. Проверяли выхлопные газы на соответствие нормам. Потом государство запретило им это делать – достаточно пройти техосмотр.
Примерно год назад появились и у нас первые и достаточно скромные "экологи". Скромность их была в том, что они стояли вдали от людных мест и как-то даже прятались. Я столкнулся с одним из них на выезде из Киева. Думал – милиционер. А он предлагает мне "сертификат безопасности" за 80 гривен. Разумеется, я не купил этого сертификата, да еще и накричал на "эколога" – нечего у людей драгоценное на дороге время занимать.
Примерно пару месяцев назад я столкнулся уже с организованной бригадой экологов. При очередном выезде из Киева на шоссе меня останавливает, судя по форме, милицейский капитан. И направляет меня к машине, где сидит девушка, тоже в форме со звездочками. Она собирается выписывать мне сертификат, и до меня доходит – кто они такие. Я говорю, что платить не буду. Девушка, тоном следователя прокуратуры, вопрошает: "Так Вы отказываетесь сертифицировать Ваш автомобиль?!" Я подтверждаю, что отказываюсь. "Ну, мы вас на следующий пост передадим" – грозно заявляет "эколог". На том мы и расстаемся.
Еще одна категория лохотронщиков на дороге – взыматели "платы за пользование дорогами". Раньше это было очень распространено на дорогах ставших вдруг независимыми стран бывшего СССР. Плату "за проезд" пытались брать у всех "иностранцев" и даже у иногородних. Причем эти "предприниматели" стояли на постах ГАИ и действовали от имени местных властей. Сейчас они остались только в Бресте и в некоторых среднеазиатских республиках.

Дураки на дорогах
Если от большинства бед на дорогах можно уберечься утроенным вниманием и самодисциплиной, то уберечься от дурака на дороге – невозможно. Поэтому проблема дорог – это еще и проблема дурака на дороге. И хамства водителей. Ведь неотрегулированные фары, которые ночью слепят водителей встречных машин – это хамство. В Киеве распространенные виды глупости и хамства – езда на красный свет, езда по встречной полосе при образовании даже небольших пробок, езда по левому ряду при свободных правых, езда по тротуарам и газонам, подрезание при обгонах, повороты без включения сигналов поворота. Часто именно такие действия приводят к авариям. Хотя в большинстве случаев и глупость, и хамство на дороге остаются безнаказанными, потому что наша милиция на такие вещи смотрит сквозь пальцы. Но именно за такое поведение следовало бы штрафовать как можно чаще.
Хамят на дороге в зависимости от состоятельности. То есть чем более дорогая машина – тем больше хамства. Самые дорогие внедорожники ездят вообще как хотят. Я дважды врубался во взявшиеся откуда ни возьмись и едущие поперек дороги дорогущие машины. Ответ всегда один: а что, пропустить не мог, что ли? Да конечно пропустил бы! Но разве от всех дураков убежишь?
Есть, например, и такой вид хамства: станешь на поворот или разворот – справа умник устраивается, чтобы повернуть со второго ряда. Но если это пикап, или грузовик, или маршрутка, или джип с сильно затемненными стеклами – труба дело. У тебя нет обзора справа, а поворачивать при этом – самоубийство. Так тут еще другой умник, который стоит сзади, начинает сигналить – езжай, мол, чайник, не задерживай движение.
Каждую неделю, а иногда и чаще, я вижу на окружной дороге искореженные машины. Аварии происходят в местах разворотов, которых на окружной – множество. Виноваты в них, как правило, те самые "дураки". Но ведь страдают и невинные люди. Власти города давно должны были бы что-то предпринять. Однако ничего не меняется.
Если вы собрались в дорогу – неважно, насколько дальнюю, – по городу или в другую область или страну, – готовьтесь к двум видам опасности, которые вас подстерегают: к дорогам и к дуракам.
Архив журнала
№47, 2015№45, 2008№44, 2008№43, 2008№42, 2008№41, 2008№40, 2008№39, 2007№38, 2007№37, 2007№36, 2007№35, 2007№34, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба