Уроки истории: модальности «закономерность», «сингулярность», «целое»
В статье обсуждаются условия мыслимости представления об уроках истории. Для опоры на эмпирический материал анализируются три кейса: как формулируют уроки истории З. Бауман в книге «Актуальность холокоста», некоторые современные российские политологи-аналитики, И. Сталин в 20–30-х гг. прошлого столетия. Автор высказывает гипотезу, что целое, позволяющее получить правильные знания об уроках истории, задается двумя дополнительными дискурсами (культурологическим и цивилизационным). Обсуждаются особенности этих дискурсов и связанные с ними модальности мышления — закономерность и сингулярность. Высказанные соображения проверяются на эмпирическом примере послевоенной истории Германии и СССР.
|
25 января 2022
Почему история — плохой учитель?
В статье последовательно рассматриваются логические, онтологические, социальные, политические и этические основания использования науки истории как назидательного обучающего материала. Показано, что в каждой из перечисленных дисциплин при использовании исторического материала возникают специфические противоречия, которые не позволяют сделать на основе этого материала однозначный вывод, тем самым снижая научный потенциал вышеперечисленных дисциплин.
|
25 января 2022
История как урок
Изданная в 2000 г. наша совместная книга «Время культуры» обращала внимание на необходимость панорамного видения будущего. Принадлежащее перу А. П. Огурцова в ней относилось прежде всего к исследованию времени. Его понимание времени как времени истории вело к осознанию возможности такого видения, проявленного в Новое время, выдвинувшее идею единой хронологии и тем самым представившее единый мир. Это время, связанное не идеями, не Божественным Словом, можно назвать временем цивилизации, когда зародились антитеза «цивилизация — культура» и историческое сознание, при том, что история как дисциплина рассматривалась только как описательная вероятностная наука. Огурцов поставил под сомнение идею конца истории, ибо понятая как движущаяся, изменчивая сила, она есть основание свободы и простора, которые и лежат в основании мира. Понятие предела остается для выражения определенной эпохи, но его нет для постоянной смены эпох, выражаемой через сломы и разрывы.
|
25 января 2022