Журнальный клуб Интелрос » VOX » в№35, 2021
Розин В. М.,
д.ф.н., проф., гл.н.с.
Института философии РАН,
rozinvm@gmail.com
В статье обсуждаются условия мыслимости представления об уроках истории. Для опоры на эмпирический материал анализируются три кейса: как формулируют уроки истории З. Бауман в книге «Актуальность холокоста», некоторые современные российские политологи-аналитики, И. Сталин в 20–30-х гг. прошлого столетия. Автор высказывает гипотезу, что целое, позволяющее получить правильные знания об уроках истории, задается двумя дополнительными дискурсами (культурологическим и цивилизационным). Обсуждаются особенности этих дискурсов и связанные с ними модальности мышления — закономерность и сингулярность. Высказанные соображения проверяются на эмпирическом примере послевоенной истории Германии и СССР.