Все журналы
Все авторы
45680 публикаций
25892 авторов
Все лекции

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Рубена Апресяна

Интелрос представляет в рубрике «Портреты» работы Рубена АпресянаРубен Апресян

• Нравоперемена Ахилла: к первичному генезису морали
Нравоперемена Ахилла происходит в перипетиях его отношений с соратником – с царем ахейцев Агамемноном и с соперниками – военным предводителем троянцев Гектором и царем троянцев Приамом и заключена в переходе от вражды к примиренности и от ненависти к великодушной снисходительности. Анализ сюжетных перипетий гомеровского эпоса позволяет с помощью метода концептуальной экспликации их рудиментарного нормативного содержания проследить основные тенденции формирования и развития морали на исторически ранних этапах.

• Случай Ахикара (К происхождению морали)
Случай Ахикара реконструирован на основании одного из эпизодов «Повести об Ахикаре» (VII в. до н.э.). Его анализ позволяет показать тенденции в историческом становлении морали. Моральное сознание формируется в процессе трансформации прагматических и пруденциальных максим в моральные принципы, и сначала обнаруживается не в требованиях, тем более универсальных и рационализированных требованиях, а в ситуативных ожиданиях, высказываемых участниками ситуации и мотивирующих таким образом необходимые действия. Коммуникативный подход к морали и к анализу происхождения морали подсказывает, что мораль (моральное мышление) формируется не только в утверждении соединенности в противовес разъединенности, но и в процессе переосмысления качества соединенности. Движение от пруденциализма и прагматизма к моральности происходит в процессе смены смыслов известных и понятных по обычному опыту действий.

• Этика силы – в противостоянии насилию и агрессии
Насилие есть зло, и ему надо противостоять всеми возможными средствами, включая силовые. Если и можно говорить о некоем абсолютном требовании морали, то это – требование противостояния злу. Как таковое оно приоритетно по отношению к требованию неприменения силы, ненасилия. Сила не должна применяться инициативно, но в действиях, направленных против насилия и агрессии, при неэффективности силовых методов допустимо и необходимо ее применение. Однако последнее требует своей этики, своих правил, во-первых, направленных на ограничение тех, кто решается на применение силы, во вторых, используемых для оценки примененных силовых средств, в том числе и для определения степени ответственности тех, кто превысил допустимый в данных обстоятельствах масштаб силы.

• «Мне отмщение, Аз воздам»: О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому»
Заповедь «Не противься злому» требует переосмысления и недоктринального уразумения. Для этого, во-первых, реконструируется ее содержание на основе выявления ее ближайших нормативных контекстов и канонизированных отсылок к параллельным местам в самой Библии, а также прояснения ее метанормативной основы, т.е. нормативного содержания христианской этики во всей ее полноте; во-вторых, социально-этический и морально-философский смыслы заповеди раскрывается в более широком, трансхристианском контексте, опосредованном правовым, а не сентиментально-волюнтаристским (в духе Л.Н. Толстого) пониманием природы насилия. Благодаря этому оказывается возможным сделать вывод об условном характере императивности непротивления злу силой.

• Коммуникативный источник морального долженствования
Конкретные нравственные решения и действия предопределяются не общими принципами, а реальной практикой человеческих отношений; моральная императивность действует как в нормативной форме, посредством извне данных, надперсональных и универсальных норм, так и через реакции на другого человека; принимаемые решения, планируемые и совершенные действия оцениваются человеком, другими людьми, сообществом в соответствии с существующими в данной культуре ценностями и принципами.

• О [не]допустимости лжи. Один случай Канта
В эссе «О мнимом праве лгать из человеколюбия» Иммануил Кант утверждает, что лгать абсолютно недопустимо даже в ситуациях, когда правдивость может угрожать чьему-то благополучию. В данной статье основной тезис и аргументация Канта по этому вопросу признаются безосновательнымипоскольку а) принцип «не лги» не является доминирующим моральным принципом, в особенности в сравнении с принципами «не вреди», «будь справедлив», «заботься о благе другого», б) моральные обязанности человека перед злоумышленником слабее обязанностей по отношению к другу и гостю, в) этическая проблема разбираемой Кантом ситуации заключается в выборе не между человеколюбием и правдивостью, а между правдивостью в отношении злоумышленника и верностью прежде взятым на себя обязательствам перед другом и гостем. Предлагаемый подход предполагает актуализацию другого в моральном отношении к миру; в то время как в практической философии Канта другой – не актуален.

• Перфекционистская этика Джордано Бруно
Джордано Бруно задает особую перспективу концепции совершенствования, объединяющую этический перфекционизм, философию любви и социальную этику. Эта перспектива обеспечивается подходом, основанном на выявлении ценностных дихотомий, внутри которых ценности сопоставляются посредством указания на должное и недопустимое, прекрасное и безобразное и т.д. Дополненное императивно определенными акцентами это сопоставление обеспечивает последовательность перфекционистского рассуждения, в случае Бруно – целостного, принимающего во внимание единство внутреннего и внешнего опыта человека.


Рубен Грантович Апресян — доктор философских наук, профессор, заведующий сектором этики Института философии РАН

27 декабря 2011

Новости дня Мониторинг зарубежной прессы
Права человека в России: НПО "Мемориал"* как никогда подвергается опасности
Особое излучение может убивать Covid-19 и полиовирус, сообщают израильские ученые
TikTok, Snapchat и Instagram связали с депрессией в среднем возрасте
НАС ЧИТАЮТ В 161 СТРАНЕ
Free counters!
Поддержите нас
ЛЕКЦИЯ ДНЯ

Все лекции



АЛЕКСАНДР НЕКЛЕССА
БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ МЫ ИЗБИРАЕМ

Последние выпуски бюллетеня "ИНТЕЛРОС - Интеллектуальная Россия" можно приобрести в магазине "Фаланстер".

БУДУЩЕЕ КАК НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПРОЕКТ

free counters
Copyright © . Журнал "ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия". Все права защищены и охраняются законом. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18303. При полном или частичном использовании материалов, разрешенных к воспроизведению, ссылка на журнал "ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия" обязательна (в Интернете – гиперссылка на www.intelros.ru). Адрес электронной почты редакции: intelros@intelros.ru. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламе и объявлениях.
Яндекс.Метрика liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru