Библиотека » Портреты » Рубен Апресян

Рубен Апресян
Перфекционистская этика Джордано Бруно

В исследовательской литературе собственно этические взгляды Бруно редко были предметом специального анализа, тем более обобщающего и квалифицирующего. Его этика так тесно переплетена с космологией и онтологией, что ее трудно вычленить в качестве самостоятельного рассуждения. Среди значительного числа произведений Джордано Бруно два – «Изгнание торжествующего зверя» (1584) и «О героическом энтузиазме» (1585), из итальянского цикла – в первую очередь выделяют в качестве этических. К этическим произведениям Бруно относят и «Тайну Пегаса» (1585)[1]. Учитывая многочисленные переклички этих трактатов с другими произведениями цикла, при разборе бруновских этических взглядов следует иметь в виду, что их дискурсивное поле шире. Хотя в них обсуждаются традиционные для этики темы – благо, добродетели и пороки, мотивы деяний, воля, свобода и т.д. – их нельзя признать специально этическими. Проблемы познания, религии, магической символики, общества, а также поэтики – в центре внимания автора в не меньшей, а то и большей степени, чем моральные проблемы. Просматривающиеся на поверхности произведений Бруно традиционные этические темы, не образуют каркаса его этики. Да и названия его трактатов подсказывают, что если в них и содержится этика, то это этика особая.

В посвящении Сэру Филиппу Сидни Бруно характеризует «Изгнание торжествующего зверя» как произведение, представляющее «в стройном порядке семена своей нравственной философии, т.е. главные добродетели и пороки»[2] и разворачивает пространную таксономию добродетелей и пороков с тем, чтобы продемонстрировать, как с низвержением торжествующего зверя, т.е. пороков, их место на небосводе занимают добродетели. Но моральная философия Бруно не подверстывается под этику добродетели. Ведь речь у него главным образом идет о необходимой нравственной перемене – об отбрасывании пороков и обретении добродетелей, и он хорошо понимает, что уяснить необходимость перемены – еще полдела, наиболее важный вопрос состоит в том, каким способом ее осуществить.

В трактате «О героическом энтузиазме» этика Бруно предстает как этика любви. Но это – особая, возвышенная, героическая любовь. И Бруно стремится показать, как в героической любви, в героическом энтузиазме преобразуется влюбленный. Героический энтузиазм, его внутренние душевные состояния, мотивы, движущие силы, особенные признаки героической любви, выбор высшей цели, постижение истины, порядок мысли и чувств и пр. – таково актуальное содержание трактата, посвященного преодолению человеком себя, его духовному возвышению и перерождению. Ожидаемые этические вопросы и темы затрагиваются Бруно как бы по касательной. Бруно сам говорит, что свою главную цель в трактате он видел в том, чтобы показать, чтó есть «божественное созерцание», или, что то же самое, в чем состоит «героическая любовь». Устремление человека к божественной истине оказывается возможным благодаря тому, что он обуреваем героической любовью, возвышающей его над собой и над миром. В этом смысле этика Бруно – не столько о любви, сколько о человеке, обращенном к выси. Героическая любовь постигается и представляется Бруно через осмысление духовного опыта личности, энтузиастически устремленной к Божеству, т.е. преодолевающей себя и совершенствующей себя в добродетели, истине и красоте.

Философия Бруно чаще всего характеризуется как пантеизм[3]. Это определение порой легко переносится и на его этику[4]. Но «пантеизм» – не специфическая маркировка для этики как учения о морали. Так же не характеризует специфическим образом этику и наличие или отсутствие в ней социального критицизма[5]. Особенность этического учения проявляется в понимании морали[6], ее источников, миссии, обеспечивающих ее действительность средств и т.д., а также в трактовке ключевых или доминирующих ценностей. В этом плане этика Бруно предстает как перфекционистская как этика совершенствующейся личности. Во всех своих моментах –  говорит ли Бруно о благе, добродетели или любви –  его этика подчинена перфекционистскому идеалу. И в этом Бруно – весьма близок платонистской традиции своего времени, как она выразилась в этических и амурологических трактатах, например, Лоренцо Валлы, Джованни Пико делла Мирандолы или Марсилио Фичино. Конечно, проблематика совершенствования не проходит мимо внимания исследователей. На нее указывает, например, У. Даблдэй[7], не раскрывающий, впрочем, этического содержания «пути совершенствования»; а также А.Х. Горфункель, рассматривающий героический энтузиазм как не только «высшую ступень познания природы, но и высшую ступень человеческого совершенства»[8]; – но бруновская этика совершенствования еще ждет своего подробного анализа, как в историко-философском, так и в проблемно-теоретическом планах.

В общих чертах бруновская стратегия совершенствования задана в речи Юпитера в «Изгнании торжествующего зверя», которая тем более интересна, что Юпитер предстает уже не всемогущим богом, а прожившим свою жизнь старцем, понимающим возможность приближения конца эпохи своего правления, т.е. своей «жизни». Он уже прошел все стадии возраста, которые проходит человек, и в каком-то смысле предсталяет собой каждого из людей[9]. Понимая необходимость перемен в нравственном порядке мира и намереваясь их осуществить, он… кается в своих грехах, винится в том, что попирал справедливость, подавал дурной пример и попустительствовал другим в их дурных делах. Раскаяние может стать залогом избавления от заслуженного наказания. Раскаянием нужно проявить о себе заботу. «…Если судьба, – заявляет Юпитер, – отказала нам в невозможности падать, то она же дала нам возможность подняться; если мы так легко сумели упасть, то так же легко снова встанем на ноги… Да поднимет нас наша серьезность оттуда, куда уронило нас наше легкомыслие»[10]. Необходимо полное очищение, которому надо подвергнуть как самих себя, так и «наши дома, и наши кровли». В связи с этим Бруно формулирует важный принцип совершенствования и очищения как его первой стадии: оно должно быть как внутренним, так и внешним. Начинать надо с внутреннего очищения: «Разберемся прежде всего на небе, которое мысленно внутри нас есть, а затем уже в этом чувственном мире, который телесно представляется нашим очам»[11]. Бруно целостен и диалектичен в понимании пути очищения: внутреннее неотделимо от внешнего и наоборот, очищение обиталища, изменение обычаев также насущно, как очищение души и мысли. Поэтому начав с внутреннего чувства, надо «скорее приступать ко второму очищению, к очищению внешнего, телесного, чувственного и ограниченного»[12].

Речь Юпитера можно понять так, что внутреннее очищение непосредственно. Оно явлено уже в решимости к переменам, в признании и осуждении своей греховности, в процессе раскаяния; внешнее же очищение требует дополнительных усилий, здесь «решение не может быть делом одного мига»[13], необходимы подготовка, рассудительность, последовательность, и это требует дополнительного внимания и усердия. Однако возможно, что внутреннее очищение – «дело мига» лишь для обитателей Олимпа, но не для смертных. В этом смысле сходство Юпитера с человеком сужается: для человека внутреннее очищение столь же непросто, сколь и нравственное облагораживание своей среды. Ведь для человека совершенствование – это прорыв к божественной истине. Юпитер же изначально обладает ею; ему лишь необходимо ее актуализировать в себе.

Этот прорыв и описывается Бруно в терминах героической любви. Понять ее можно, отталкиваясь от любви другого рода – от чувственной любви, переосмысливая присущие ей характеристики и представляя «с помощью метафоры или под видом аллегорий», но в ясном свете любовь героическую[14], т.е. то, чему действительно должен посвятить себя человек. Таков метод рассмотрения любви в трактате «О героическом энтузиазме», как представляет его сам Бруно. Он признается, что у него было намерение дать своей книге заглавие, подобное книге Соломона – «Песнь Песней», – которая «под видом любви и обыкновенных страстей говорит подобным же образом о божественном и героическом энтузиазме, как свидетельствует толкование мистиков и ученых кабалистов»[15]. Явно или неявно по всей поэме, в самом деле, прослеживаются реминисценции из «Песни Песней».

Бруно обращается к героической любви, отвергая любовь обычную – земную, вульгарную. Он с «энтузиазмом» обрушивается на любовь чувственную, на тот эротизм, который стал расхожим местом в современной ему куртуазной, главным образом, петраркианской, лирике[16]. Совершенствование личности, ее духовное восхождение, рождение нового человека происходит в любви и благодаря любви – божественно-энтузиастической, героической. Этот трактат о любви как пути божественного познания, о любви как жизненной энергии и творческом порыве.

Бруно не обходит любовь как таковую, т.е. чувственную любовь, пусть она и интересует его лишь негативно, как то, чему противостоит и с чем разнится любовь возвышенная. Он уделяет достаточно внимания психологическим особенностям любви. Вместе с тем, он хорошо понимает, что любовь не только приятна, она, несомненно, кажется наградой и воспринимается как ценность сама по себе; она и есть «героический властитель и вождь самой себе»[17]. И когда Бруно противопоставляет любовь как идеал мирской жизни[18], мы уже не знаем, продолжает ли он говорить о чувственной любви или говорит о любви героической. При многих различиях, чувственная и героическая любовь схожи. Посвященность объекту любви в чувственном устремлении – это именно тот опыт, без которого, пусть преобразованного, немыслима любовь героическая. Любовь являет человеку рай в метафорическом смысле этого слова, как область совершенства: здесь «то, что абсолютно в истине и существе, различается от того, что есть подобие, тень и соучастие»[19]. С любовью приходит к человеку «понимание, усвоение, осуществление самых возвышенных дел»[20]. Любовь проясняет и раскрывает интеллект, делает его способным проникать во все. Но любовь может и ослеплять. Те, кто движимы в любви низменными расположениями, не обретают, но теряют разум в любви. Поэтому любовь и возвышает, и подавляет.

Любовь двойственна. На протяжении всего трактата Бруно проводит различие между двумя типами любви – чувственной и героической, описания которых разрозненны и не всегда параллельны. Эта платоновская идея двойственности любви раскрывается Бруно в платоновском же духе: направленность любви обусловлена характером мотива и побуждения любви. Как и в сократовском мифе о происхождении Эрота, Амур у Бруно двойствен. Этот «неразумный отрок» то умен, талантлив и творчески одарен, а то – «глупец и безумец». Как в низменной любви есть что-то возвышенное, так и в любви возвышенной есть что-то, что тянет к земле, поскольку всякая любовь обуреваема страстями (порывами надежд, боязнью, сомнениями, рвениями, угрызениями совести, упорством, раскаяниями). Двойственность любви не следует понимать как двуликость или амбивалентность. Феномен любви – двоичен, и в конечном счете чувственная и героическая любовь расходятся радикально. Характеризуя чувственную любовь, Бруно выделяет такие ее черты, как устремленность к телесной красоте, сконцентрированность на непосредственных наслаждениях, обремененность ревностью, неустойчивость и беспорядочность чувств. Напротив, героическая любовь, обращенная к божественному объекту (божественной истине) устремлена в будущее и не столько сладостна, сколько мучительна (ибо будущее неопределенно), имеет главной целью изящество духа, она мудра, прекрасна сама по себе, добродетельна, не знает ревности. Героический влюбленный, устремленный к истине, не воспринимает страдания как зло. Его страдания – это страдания, неизбежно сопровождающие человека на пути огненного очищения в божественном познании.

Героическая любовь являет собой энтузиазм. У Бруно термин «героический» использовался в изначальном, античном смысле слова «герой». Бруновский энтузиаст, подобно героям греческих мифов, обладающим сверхчеловеческими способностями и пользующимся благоволением богов, героичен постольку, поскольку устремлен к абсолютной, или божественной, истине, высшему благу и первой красоте. Своим сознательным усилием он приближает себя к Богу.

Аналогично двум видам любви Бруно различает и два вида энтузиастов. Одни обуреваемы божественным духом, но проявляют свою божественность неосознанно, не понимая причины такого проявления; божественное сознание вошло в них, но они не осознали его в себе; другие, приняв в себя божественный дух, сохранили разум и сознание. Те, которые сознают в себе божественный дух, «будучи опытны и искусны в созерцаниях, имея прирожденный светлый и сознающий дух, по внутреннему побуждению и природ­ному порыву, возбуждаемому любовью к Божеству, к справедливости, к истине, к славе, огнем желания и веянием целеустре­мления обостряют в себе чувство, и в страданиях своей мыслительной способности зажигают свет разума, и с ним идут дальше обычного. И в итоге такие люди говорят и действуют уже не как сосуды и орудия, но как главные мастера и деятели. ...У первых больше достоинств, власти и действенности внутри, потому что в них пребывает божественность; вторые – сами по себе более достойны, более сильны и действенны и сами по себе божественны. У первых достоинство осла, везущего святое причастие; у вторых – достоинство священного предмета. В первых ценится и видно в действии Божество, и это вызывает удивление, обожание и повиновение; во вторых уважается и видно превосходство собственной человечности»[21]. Именно последние и способны пройти так далеко, как только можно, по пути духовного восхождения.

Героический энтузиазм нередко именуется Бруно «интеллектуальной любовью», которая включает желание не только абсолютной истины, но и абсолютной красоты. Это желание возбуждается красотой, которая в своих конкретных проявлениях воплощает в себе душу мира. Как и истина, красота воспринимается в пределах, которые дух берется освоить, и поэтому постижение красоты потенциально бесконечно[22].

Восприняв платонистскую трактовку Эрота, Бруно во многом воспроизводит и платоновскую иерархию красоты, по ступеням которой восходит взыскующий ум героического энтузиаста. Героическая любовь выражает стремление к высшему благу и в конечном счете приводит к первоистине. Подобно платоновскому Эроту, героический энтузиазм есть устремленность к полноте и совершенству. Он несет в себе «любовь и мечты о прекрасном и хорошем, при помощи которых мы преобразовываем себя и получаем возможность стать совершеннее и уподобиться им»[23]. Героическая любовь создает условия для преображения человека. Приобщение к Божеству обожествляет, любовь преображает человека в Бога. Одновременно Бруно переосмысливает и развивает платоновскую идею постижения красоты. Божественное познание диалектично. Человек не просто возвышается в иерархии красоты от низшего к высшему; приблизившись к высшему и обогатившись высшим, он, в отличие от платоновского возвышенно-влюбленного, оказывается способным обратиться и к низшему с тем, чтобы по-новому увидеть красоту тела. При взгляде на мир с точки зрения вечности могут меняться смысл и критерии оценки воспринимаемого. То, что при обычном взгляде видится как зло, может предстать в виде добра; то, что обращенный к земным заботам человек воспринимает как страдание и оковы, в свете абсолютного блага может почитаться добром или тем, что ведет к нему.

Движение души энтузиаста разнонаправленно, у нее двоякое предназначение – оживлять тело и созерцать истину. Тело мертво по сравнению с душой, но и душа, будучи живительным и активным началом по отношению к телу, мертва по отношению к высшему интеллекту мироздания. Имея в виду эту характеристику души, можно понять высказывание Бруно, что душа «томится, будучи мертвой в себе и живой в своем объекте»[24]. Если идти путем, обратным тому, что принял сам Бруно в своем трактате, т.е. не от чувственной любви к героической, а наоборот, от героической к чувственной, то это высказывание можно истолковать таким образом, что в героической любви возлюбленный самоотвержен и идет на самопожертвование ради объекта любви. Бруно, как правило, ничего не говорит об обычных человеческих отношениях; им как бы предполагается очевидным, что энтузиаст и «мечет искры из сердца в заботе о другом» и, не принадлежа себе, «любит других»[25]. Здесь же речь идет о самоотверженности иного рода – о самопреодолении себя как материально-природного существа и утверждении себя в чистой – богоподобной – духовности.

Героическая любовь заставляет энтузиаста возвышаться не только над телесностью, но и вообще над миром земным. Героическая любовь такова, что поднимает влюбленного над толпой. Как знание философа всегда противостоит мнениям толпы, так и любовь энтузиаста уносит его из мира земных и плотских страстей. Бруно развивает аналогию Платона между строением души и строением общества. Душа человека двойственна: ей свойственны низменные и возвышенные побуждения. Так и общество разнородно: «ремесленники, механики, земледельцы, слуги, пехотинцы, простолюдины, бедняки, учителя и им подобные» необходимы, утверждает Бруно, чтобы существовали «философы, созерцатели, возделыватели душ, покровители, полководцы, люди благородные, знаменитые, богатые, мудрые и прочие подобные богам»[26]. Но таков же порядок природы, который «делит вселенную на большее и меньшее, высшее и низшее, светлое и темное, достойное и недостойное»[27].

От человека, охваченного героическим энтузиазмом, требуется внутренняя дисциплина. Бруно не принимал христианский аскетизм. Но требование дисциплины как подчинения духа задаче продвижения по пути к свету, предполагало определенную аскезу. Бруновская аскеза отнюдь не сводится к «умеренности ничтожества»; но «чрезмерные противоположности», которые переполняют душу энтузиаста, «кипящие желания», как и «застывшие надежды», могут оказаться серьезной помехой в постижении божественной истины. Душа энтузиаста раздвоена; она – в борьбе с самой собой. Энтузиаст «больше не принадлежит себе»; он «любит других и ненавидит себя». Его мучает разноголосица и та «внутренняя растерянность, когда страсть, оставляя середину умеренности, тянет к одной и к другой крайностям»[28]. При всей своей критичности в отношении Аристотеля, Бруно разделяет аристотелевский критерий добродетели как середины между крайностями. Энтузиасту необходима сила, для удержания себя от крайностей порока и сохранения себя для добродетели[29].

Что при этом является залогом добродетели личности? Человек устремляется по пути высшего познания, очарованный самой истиной – божественной истиной. Но может ли человек полностью полагаться на свои силы? Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать Амура – как ангела, т.е. посланника Бога, или как внутреннюю инициативную и целеустремленную энергию самого человека. Если как ангела, то перед нами фактически августиновская идея благодати, в несколько преобразованном виде. Если как внутреннее другое Я человека, то, значит, антропологию Бруно можно рассматривать как ранний вариант развивавшейся в нововременной философии теории автономии личности[30]. Амур – двойник, другое Я героического энтузиаста, и он его проводник. Энтузиаст привязан к своему двойнику. Амур ведет энтузиаста по пути божественного познания; посредством себя он представляет энтузиасту две формы божественной красоты. Одна «лучом истины» проникает в ум Энтузиаста, другая «лучом блага» согревает его страсть; свет истины входит в энтузиаста через «дверь силы интеллектуальной», свет доброты – через «дверь силы стремления сердца»[31]. Эти идеи Бруно нашли продолжение в философии Шефтсбери, в его учении об энтузиазме[32] и в еще большей степени – в учении о солилоквии[33]. По Шефтсбери, благодаря солилоквии, т.е. разговору с самим собой, человек обретает способность критически познавать себя, с чего, собственно, и начинается его нравственное совершенствование. Шефтсбери идет дальше Бруно и решается на «оставление» человека наедине с собой. Впрочем, в стремлении к пониманию себя и добродетели, которое в принципе доступно любому просвещенному человеку (по Бруно, лишь избранные способны встать на путь божественного познания), может помочь виртуоз – нравственно и эстетически одаренный человек. Платонистски-бруновская метафора Амура как другого Я трансформируется у Шефтсбери в возможность Ты.

Благодаря божественному познанию бруновский энтузиаст возвышается, и из «человека низменного и обыкновенного» становится «редким и героическим, обладателем редкого поведения и пониманья, ведущим необычную жизнь»; он переходит границу мира чувственного и «начинает жить интеллектуально; он живет жизнью богов, питаясь амброзией и опьяняясь нектаром»[34].

Эта феноменология любви имеет непосредственное отношение к трактовке морали, которая, как и любовь, предстает неоднородной – и подпадающей под ее перфекционистское понимание, и выпадающей из него.

В учении, несомненно, императивно насыщенном, перфекционистски определенном, с самого начала задается ненормативный образ того, что в современных понятиях было бы обозначено как «мораль». В «О героическом энтузиазме» моральный опыт представляется как бы на двух уровнях. С одной стороны, в ее «эмпирической», или реконструированно-эмпирической данности мораль предстает как система ограничений и рекомендаций, данных в виде правил. Однако это – мораль для рутинной жизни, для педантов. В ней, по Бруно, нет ничего, что обеспечивало бы ориентацию человека на творчество, мистику, духовность. Правила ничего не могут сказать человеку, уже устремленному к высшему. В устремлении к нему – другая сторона морали. Здесь человек вдохновляется божественным светом. Объект его устремленности, цель его исканий детерминирует его активность, задает ее категорический вектор и непременный путь. Именно в этом – императивное содержание духовной активности энтузиаста.

Интересна в этом плане просматриваемая аналогия между моралью и поэзией, значимая тем более, что Бруно предпринимает краткое поэтическое рассуждение, именно стремясь разъяснить, что такое энтузиазм и как он проявляется в поэзии. В поэзии невозможны никакие правила – поэт своей поэзией каждый раз сам утверждает правила. К правилам прибегают те, кому не дано сочинять стихи. Поэту нельзя назначить правило, его нельзя подогнать под рубрику, и потому родов поэзии – не столько, сколько их описал философ, а сколько есть способов чувствования и изобретательности у человека, охваченного поэтическим пылом. Бруно кивает на систематизацию, предложенную Аристотелем, но подразумевает поэтические образцы, более актуальные для его времени, в первую очередь лирику петраркизма, в котором он не принимал ни упоение чувственной красотой, ни те риторические и стилистические формы, в которых это увлечение чувственностью выражалось. характерный для петраркизма Набор коммуникативных моделей и риторических фигур, характерный для петраркизма, воспринимался Бруно как ограничение творческого воображения, как жесткая рамка для выражения чувств и устремлений влюбленного, особенно возвышенного влюбленного. Поэзии сродни любовь в своих высоких, т.е. энтузиастических, точнее, героически-энтузиастических проявлениях. Увлеченному любовью нельзя навязать закон извне: «норма любви есть ее собственная норма»[35]. Любовь откликается на объект, возбуждающий любовь; объект любви задает ей стезю и силу.

Сочетание у Бруно разных видений морали позволяет сделать вывод об императивно-ненормативном характере предлагаемого им образа морали. Мораль, как она просматривается у Бруно, во всех своих проявлениях предстает императивной уже потому, что в той мере, в какой Бруно дифференцированно описывает моральный опыт, подвергает его разбору и тем более развивает жизнеучение, он оказывается в рефлексивно-дистанцированной позиции по отношению к этому опыту, явно проводя различия между предпочтительным и недостойным, должным и недолжным. Тем самым несомненно подтверждается не только этическая определенность его рассуждения, но и императивный характер предмета рассуждения. Однако будучи целостно императивной, мораль частично нормативна. В той части, которая касается энтузиастической стороны человеческого опыта, мораль не знает правил, и в этом смысле она не нормативна.

Без правил, энтузиаст предоставлен самому себе. Это усугубляет его одиночество. Способность к энтузиазму, готовность к нему, стойкость и выносливость в нем даны не многим. Устремленный к высокому забывает о толпе, избегает общения с ней, «отходит от общепринятых мнений». Бруно вспоминает здесь и Демокрита, и Эпикура, и Сенеку, находя у каждого из них разнообразные подтверждения своему выводу о том, что энтузиазм исключителен. «Если ты стремишься к высокому сиянию, то замкнись, насколько можешь, в одиночестве, соберись, насколько можешь, в себе самом так, чтобы не быть подобным многим, поскольку они – многие»[36]. Бруно постоянен в своем недоверии, если не сказать, презрении ко многим, к массе, к толпе. Другое отношение может быть опасным. Жалость и сострадание к вульгарному, приземленному, прозаическому рождает приобщение, соединенность; а приобщение чревато заражением – сострадая вульгарным, и самому можно стать таким же. Это не значит, что других надо сторониться, избегать, и, конечно, с другими не следует враждовать. Многие – всего лишь другие, и общаться с ними можно до поры, пока они не препятствуют продвижению к совершенству. Чернь – неоднородна; как и самого энтузиаста, ее разрывают внутренние мнения и устремления: «одни приглашают к вершине ума и блеску справедливости, другие соблазняются, влекутся и тяготеют некоторым образом книзу, к свинству чувственности и к удовлетворению природных желаний»[37]. Поэтому и в общении со многими, и в воздержании от общения с ними может быть свое благо. Энтузиасту надо придерживаться того, что ему самому кажется лучшим.

В случае с героическим энтузиазмом мы имеем некую своеобразную вариацию ренессансного титанизма, содержащую прообраз новоевропейского индивидуализма как модели поведения и, шире, самоопределения, в котором интерес индивида ставится выше коллективных или институциональных интересов, а индивидуальное благо, сво­бода и личностное развитие рассматривается в качестве высшей цели[38]. Бруновский энтузиаст по внешнему рисунку поведения сродни ницшевскому аристократу – в неприятии многих других в качестве значимого фактора принятия своих решений, в непризнании их авторитета, в последовательной и настойчивой автономии (как независимости от мнений других). Однако бруновский энтузиаст ни в коей мере не эгоцентрик. Во-первых, потому что его избегание других обусловлено стремлением к совершенству, и только им. Энтузиаст может общаться с другими – «с теми, которых он может сделать лучшими или от которых может стать лучшим благодаря сиянию, которое он может дать им или которое может получить от них»[39]. Здесь важно, что общение с другими определяется не только тем, что они могут оказаться полезными энтузиазму, но и тем, что и он может быть полезен им – не обязательно друзьям или близким, но родственным по духу. Во-вторых, бруновский энтузиаст – это человек, воспринявший божественный свет и несущий его в себе. Для него Бог не умер, а живет в нем. И если он отворачивается от других, то от других как многих, как тех, кто составляет толпу, и ради того, чтобы приблизиться к Богу. Энтузиаст отрывает себя от толпы не ради концентрации на себе, а ради «влечения к высшему единству»[40].

Бруновская этика любви освобождена от социального содержания[41], однако было бы неверным считать, что это обусловлено пронизывающим ее перфекционизмом. В «Изгнании торжествующего зверя», напротив, Бруно предстает социально и граждански озабоченным мыслителем, хорошо понимающим, что полноценное нравственное обновление невозможно лишь на путях внутренней перемены – в душе и разуме человека. Необходимы внешние перемены, которые предполагают формирование общественного порядка, основанного на торжестве закона – этого подлинного социального воплощения истины. Закон, «применяясь к укладу и обычаям народов и племен, подавляет дерзость страхом, ограждает доброту от преступников, вызывает у виновных угрызения совести, страх правосудия и трепет наказаний»[42]. Закон призван ограничивать своеволие властвующих и утверждать общежитие и гражданственность, чтобы «беззащитные ограждены были от власть имущих, слабые не угнетались сильными, низлагались тираны, назначались и утверждались справедливые правители и цари, поощрялись республики, насилие не подавляло разум, невежество не презирало науку, богатые помогали бедным, добродетели и занятия, полезные и необходимые обществу, поощрялись, развивались и поддерживались, преуспевающие возвышались и награждались, а праздные, скупые и собственники презирались и выставлялись на позор»[43]. Политико-философские рассуждения Бруно не лишены морализаторства и представляют скорее его социально-нравственный идеал, чем социально-теоретические воззрения. Но тем самым свидетельствуют в пользу того, что его этика отнюдь не чужда социального содержания[44].

Сплетение у Бруно перфекционизма с философией любви и социальной этикой представляет особый интерес. В современных дискуссиях высказываются мнения, согласно которым этический перфекционизм и социальная этика представляют собой два тематических направления в рецепции и интерпретации морали. Такой подход оправдан лишь в той мере, в какой, действительно проблематика совершенствования рассматривается главным образом в рамках этики личности, а в рамках социальной этики преобладает внимание к проблематике дисциплинирования и институционального регламентирования индивидуального поведения. Бруно задает иную перспективу концепции совершенствования, в рамках которой этический перфекционизм и социальная этика предстают взаимоопосредованными и в известной мере взаимообусловленными. Эта взаимоопосредованность не так ясно прослеживается в бруновской философии героической любви как таковой или в его проекте нравственной перемены на «небесах» с изгнанием «торжествующего зверя», однако она становится очевидной с признанием идейного единства названных этических произведений Бруно, к тому же в более широком контексте итальянского цикла. Концептуально и методологически эти произведения сцепляет подход, основанный на выявлении ценностных дихотомий, внутри которых ценности сопоставляются (в соединении и различении) посредством указания на предпочитаемое и отвергаемое, должное и недопустимое, прекрасное и безобразное и т.д. Дополненное императивно определенными акцентами это сопоставление и обеспечивает последовательность перфекционистского рассуждения, в случае Бруно – целостного, принимающего во внимание единство внутреннего и внешнего опыта человека.

*) Текст доклада содержит некоторые положения, излагавшиеся в статье: Апресян Р.Г. Этика героического энтузиазма Джордано Бруно // Этическая мысль. Вып. 9 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФРАН. 2009. С. 43–64.

Библиография

Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. Самара: Агни. 1997.

Бруно Дж. Тайна Пегаса, С приложением Киленского осла // Бруно Дж. Диалоги. М.: Госсоцэкиздат. 1949.

Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Пер. с итал. Я. Емельянова (прозаический текст), Ю. Верховского и А. Эфроса (стихотворения). М.: Госхудлит. 1953.

Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев: Новый Акрополь. 1996.

Визгин В.П. Идея множественности миров: Очерки истории / 2-е изд. М.: ЛКИ. 2007.

Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М.: Мысль. 1965;

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль. 1987.

Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция / Пер. Г. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение. 2000.

Карсавин Л.П. Джордано Бруно. Берлин: Обелиск. 1923.

Ордине Н. Граница тени: Литература, философия и живопись у Джордано Бруно / Пер с итал. А.А. Россиуса. СПб.: СПбГУ. 2008.

Шефтсбери. Письмо об энтузиазме // Шефтсбери. Эстетические опыты / Сост., пер., коммент. Ал.В.Михайлова. М.: Искусство. 1975.

Шефтсбери. Солилоквия, или Совет автору // Шефтсбери. Эстетические опыты.

Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики. 2001.

Bruno G. The Expulsion of the Triumphant Beast / Transl. and ed. A.D. Imerti. Lincoln, NE: University of Nebraska Press. 2004.

Bruno G. The Heroic Frenzies / Transl., Introduction, and Notes by P.E. Memmo,Jr. Chapel Hill: The University of North Carolina Press. 1964.

Doubleday W.R. Men and Morals: The Story of Ethics. New York: Doran & Company, Inc., 1929.

Nelson J.C. Renaissance Theory of Love: The Context of Giordano Bruno's «Eroici Furori». New York; London: Columbia University Press. 1958.

Whittaker T. Giordano Bruno // Mind. 1884. Vol. 9. № 34.

Доклад опубликован в Историко-философском ежегоднике. 2012 / Гл. ред. Н.В. Мотрошилова, oтв. pед. О.В. Голова. М.: Наука, 2012.
Публикуется на www.intelros.ru по согласованию с автором


[1] Бруно Дж. Тайна Пегаса. С приложением Киленского осла // Бруно Дж. Диалоги. М.: Госсоцэкиздат. 1949.

[2] Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя [Объяснит. письмо]. Самара: Агни. 1997. С. 16. Здесь и далее при ссылках на этот трактат указывается в квадратных скобках его структурная часть и страницы по указанному изданию. Римскими цифрами обозначаются соответственно номер диалога и части.

[3] См.: Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М.: Мысль. 1965; Визгин В.П. Идея множественности миров: Очерки истории / 2-е изд. М.: ЛКИ. 2007. Пантеистический характер философии Бруно ставил под сомнение Л.П. Карсавин, имея в виду, что Бог Бруно продолжает сохранять себя существующим над миром (Карсавин Л.П. Джордано Бруно. Берлин: Обелиск. 1923).

[4] См. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль. 1987.

[5] Социальному критицизму Бруно придавали видимое значение и А.Х. Горфункель, и А.А. Гусейнов с Г. Иррлитцем, связывая его с формирующимися антифеодальными и антиклерикальными настроениями революционной буржуазии.

[6] О морали как таковой моральная философия стала говорить столетие – полтора спустя . Во времена Бруно моральная философия говорила главным на языке добродетелей/пороков и, шире, способностей человека.

[7] Doubleday W.R. Men and Morals: The Story of Ethics. New York: Doran & Company, Inc. 1929. P. 212–216.

[8] Горфункель А. Указ. соч. С. 151. Как мы увидим, героический энтузиазм – не столько высшая ступень совершенства, сколько то состояние духа, благодаря которому возможно достижение высшего совершенства.

[9] Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя [Объяснит. письмо]. С. 25.

[10] Там же [I, II]. С. 70.

[11] Там же. С. 71.

[12] Там же. С. 72.

[13] Там же.

[14] Там же. С. 22.

[15] Бруно Дж. О героическом энтузиазме [Рассуждение] / Пер. с итал. Я. Емельянова (прозаический текст), Ю. Верховского и А. Эфроса (стихотворения). М.: Госхудлит. 1953. С. 21. Здесь и далее при ссылках на этот трактат указывается его структурная часть и страницы по указанному изданию. Римскими цифрами обозначаются соответственно часть, диалог раздел внутри диалога (где имеется деление на разделы). В русском издании нумерация разделов опущена, при том, что само деление на разделы, там, где оно есть, обозначено дополнительным пробелом между абзацами.

[16] «Нет сомнения, что диалог “О героическом неистовстве” подчеркнуто дистацирован от петраркизма XVI века», – отмечает Н. Ордине, отсылая к историко-поэтическому исследованию исследованию Дж. Форни (Ордине Н. Граница тени Литература, философия и живопись у Джордано Бруно / Пер с итал. А.А. Россиуса. СПб.: СПбГУ. 2008. С. 211. При переводе книги Н. Одине вместо привычного по старому переводу трактата термина «энтузиазм» используется термин «неистовство». Так же двояко переводится бруновский термин «furori» и на другие языки).

[17] Бруно Дж. О героическом энтузиазме [I, I]. С. 35.

[18] Там же. С. 37.

[19] Там же. С. 34–35.

[20] Там же. С. 39.

[21] Там же [I, III]. С. 52–53.

[22] Ср. Whittaker T. Giordano Bruno // Mind. 1884. Vol. 9. № 34. P. 261.

[23] Там же [I, II]. С. 53.

[24] Там же [I, IV]. С. 70.

[25] Там же [I, III]. С. 46.

[26] Там же [II, II]. С. 154.

[27] Там же [II, II]. С. 154–155.

[28] Там же [I, III]. С. 47.

[29] Это состояние энтузиаста передано в сонете 10 (Там же [I, II]. С. 46. См также. [II, I, VIII]. С. 140–141).

[30] Об эволюции идеи автономии в истории моральной философии нового времени см. Shneewind J.B. The Invention of Autonomy: A History of Modern Moral Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press. 1998. К сожалению, идеи Дж. Бруно на этот счет ну были удостоены внимания Дж. Шнивинда – одного из ведущих в наше время знатоков нововременной моральной философии.

[31] Там же [II, I, VIII]. С. 143.

[32] См. Шефтсбери. Письмо об энтузиазме // Шефтсбери. Эстетические опыты / Сост., пер., коммент. Ал.В. Михайлова. М.: Искусство. 1975.

[33] См. Шефтсбери. Солилоквия, или Совет автору // Там же. С. 331–456.

[34] Бруно Дж. О героическом энтузиазме [I, IV]. С. 68. Эта идея пространно демонстрируется Бруно в аллегории девяти слепцов, разворачивающейся в двух последних диалогах трактата. Сюжет девяти слепцов побудил Ф. Йейтс сделать вывод, что у Бруно в результате «высшее просветление оказывается магическим – что возвращает нас к пониманию “героического энтузиазма” как внутреннего опыта мага, причем этот маг в первую очередь – герметический оптимистический гностик, хотя и воспринявший бесконечно сложные влияния неоплатонизма, кабалы, Псевдо-Дионисия и традицию католической философии...» (Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция / Пер. Г.Дашевского. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 259).

[35] Бруно Дж. О героическом энтузиазме [I, I]. С. 41.

[36] Там же [II, I, IV]. С. 131.

[37] Там же [II, I, VIII]. С. 139.

[38] См. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики. 2001. С. 164.

[39] Бруно Дж. О героическом энтузиазме [II, I, IV]. С. 132.

[40] Там же. [II, I, ХI]. С. 149.

[41] Эту идею проводит Дж. Нельсон (Nelson J.C. Renaissance Theory of Love: The Context of Giordano Bruno's Eroici Furori. New York; London: Columbia University Press. 1958. P. 207–208).

[42] Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя [II, I]. С. 106–107.

[43] Там же. С. 107.

[44] Примечателен образ этики, данный Бруно в «Изгнание торжествующего зверя», где Этика – одна из девяти муз, дочерей Мнемозины. Сфера ее компетенции – религии, культы, законы, суды, установления, а также приспособление чувств и деяний людей «к божественному культу и человеческому общежитию» (Там же [II, III]. С. 150).



Другие статьи автора: Апресян Рубен

  • Ксения

  • 24 мая 2012
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Статья многое объяснила в весьма непонятном предмете
Другие Портреты на сайте ИНТЕЛРОС
Все портреты
Рубен АпресянАлександр БузгалинОлег ГенисаретскийСергей ГригорьянцАбдусалам ГусейновМихаил ДелягинДмитрий ЗамятинИлья КасавинВиктор МалаховВладимир МалявинВадим МежуевАлександр НеклессаЕлена ПетровскаяГригорий ПомеранцБорис РодоманТатьяна СавицкаяВалерий СавчукОльга СедаковаАлександр ТарасовВалентина ФедотоваДмитрий ФесенкоТатьяна ЧерниговскаяШариф ШукуровМихаил Эпштейн
Поддержите нас
Журналы клуба