XVIII век для России явился веком «великого перелома» во многих отношениях. Была создана имперская государственность. Сотворены были великие шедевры в области живописи, архитектуры, литературы. Зарождался русский театр. Развивались политические теории и учения. Процветали публицистика и наука. И это же столетие явилось временем профессионализации русской философии, бурного развития русской мысли, оформления первых по-настоящему философских учений и теорий. Тому было несколько причин: это и необходимость осмыслить результаты реформаторской деятельности Петра Великого, это и брожения внутри русской церкви, это и развитие масонского движения в России с его весьма изощренной системой взглядов, это и политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, которая дозволяла определенную свободу взглядов и дискуссий, что, как известно, является питательной средой для развития философского творчества, хотя, конечно, эта свобода была весьма ограничена, что наглядно показала история с Радищевым, наконец, немаловажную роль сыграло в этом процессе и проникновение в Россию идей Просвещения, других философских идей и теорий, споров и дискуссий, шедших в XVIII веке в Европе