Журнальный клуб Интелрос » Acta eruditorum » №12, 2013
А. В. Заньковский
студент Русской христианской
гуманитарной академии
В трактате «Против гностиков» Плотин утверждает: кто неспособен наслаждаться красотой чувственного космоса, тот неспособен и созерцать умопостигаемый космос чистых идей. Древнегреческая культура особое значение придавала зрительному восприятию, о чем писали многие исследователи. Созерцание занимает немаловажное место и в классической японской культуре: каллиграфия, чайная церемония, сады камней, поэзия хокку — изучая эти предметы, нельзя не заметить печать буддийских созерцательных практик. Дзэнские наставники одновременно были выдающимися литераторами, например, лидер школы Сото, Догэн, вмещавший в натуралистические вирши глубокие метафизические положения: «Вечер тих: рыба в парчовой чешуе достигает дна». Если рассматривать магическое сознание, то и здесь обиходные вещи становились на службу неестественных процессов: кувшин, камень или древесный плод представали в виде коррелятов стихий и энергий