Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Acta eruditorum » №12, 2013

З.Г. Муравьева
Культ Геракла в Херсонесе Таврическом

З. Г. Муравьева

аспирантка кафедры

культурологии

Русской христианской

гуманитарной академии

Культ Геракла был вторым по значимости государственным культом Херсонеса после культа Партенос. Столь важное место в пантеоне полиса Геракл занял, в первую очередь, благодаря тому, что он являлся главным покровителем метрополии Херсонеса — Гераклеи Понтийской. Херсонеситы были дорийцами, а дорийцы вели свое происхождение от Геракла. Херсонес являлся единственным из северопонтийских городов, где культ этого героя был выражен столь ярко и носил столь разнообразный характер. Мифотворчество, использовавшееся эллинами весьма широко при проведении колонизационной политики, также сыграло существенную роль в распространении почитания героя. Покорение новых земель всегда начиналось с мифов о сакральном освоении территорий эллинскими богами и героями, причем наиболее часто в роли «первопроходца» выступал Геракл. Освоение божеством территорий давало грекам основание считать себя его преемниками, имеющими полное право занимать земли, заселенные другими народами, а также входить в контакты с автохтонным варварским населением. На Северном Понте таким мифом являлась легенда о происхождении скифов от Геракла и женщины-змеи, дошедшая до нас в изложении Геродота. Согласно данной легенде Геракл оказывался первым эллином, ступившим на полуостров еще задолго до колонизации Таврики выходцами из Гераклеи Понтийской, а порождение скифов от семени эллинского героя должно было обеспечить, в понимании колонистов, подчиненное положение автохтонного населения по отношению к завоевателям.

Архив журнала
№12, 2013Выпуск 11, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба