Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Acta eruditorum » Выпуск 11, 2012

Е.Ю. Иванова
Христианский взгляд на частную собственность

аспирант кафедры теории кредита и финансового
менеджмента экономического факультета Санкт-Петербургского
государственного университета

Существуют различные взгляды на частную собственность в различных религиях. Даже в различных христианских конфессиях в отношении места собственности в жизни человека присутствуют различные точки зрения. В данной статье автор попытается рассмотреть православное видение собственности на основании свидетельств Священного Писания.

Согласно «Социальной концепции Русской Православной Церкви» под собственностью принято понимать признанную обществом форму отношения людей к результатам труда и естественным ресурсам. Собственник имеет право владеть, пользоваться, получать доход, управлять, а также изменять, отчуждать, потреблять и уничтожать объект собственности.

Право собственности зародилось еще в глубокой древности, однако если обратиться к Ветхому завету, то само понятие «собственность» там отсутствует. Все термины, присутствующие в библейском имущественном праве, означают, как правило, имущество, объект присвоения, характеризуя скорее продолжительность владения и возможность передачи по наследству или купли-продажи этого имущества. Интересно, что и в дальнейшем в Европе, вплоть до XIII–XIV вв., не было специального понятия для обозначения частной собственности. А в России этот термин не употреблялся до конца XVIII в., его заменяли определениями «купля», «отчина», «приданое» и т. п.

 

Несмотря на то что право собственности не принадлежит «к области благодатной христианской жизни», Священное Писание не только признает право человека на частную собственность, но и осуждает посягательство на нее. В одной из десяти заповедей говорится: «Не кради». Этот запрет носит настолько категоричную форму, что содержащаяся в нем норма не подлежит какому‑то обсуждению или толкованию. Она распространяется не только на предметы потребления, но и на все блага, относящиеся к категории собственности. Любая кража должна быть компенсирована, а укравший наказан: «Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; Но будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего» (Прит. 6: 30–31). Даже желание чужого имущества вменяется в грех: «Не желай дома ближнего твоего... ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20: 17). Это положение распространяется не только на каждого отдельного человека как мелкого собственника, но и на крупные предприятия разных сфер и форм собственности, вплоть до государства

Архив журнала
№12, 2013Выпуск 11, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба