Журнальный клуб Интелрос » Альтернативы » №1, 2013
Решение сложных экономических проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество в ходе последнего финансово-экономического кризиса, требует глубоких структурных реформ, направленных на преодоление накопившихся дисбалансов. Кризис, разрушая существующие в экономике противоречия, обнаруживает не только предел, но и импульс ее эволюции, то есть содержит катарсис очищения от архаических элементов и возможность появления новой модели экономического развития; последнее, в свою очередь, становится условием выхода из кризиса. Страны, способные сформировать и реализовать такую модель, получают существенные преимущества в преодолении кризисных явлений и возможность совершить качественный рывок в своем развитии.
В России необходимость разработки стратегий выхода на траекторию качественно нового социально-экономического развития продекларирована в контексте курса экономики страны на модернизацию (весна 2009 г.) и новую индустриализацию (весна 2011 г.). В качестве значимой составляющей этого процесса рассматривается формирование устойчивой и полноценной финансовой системы, призванной создать необходимые предпосылки для поддержания высоких темпов роста национальной экономики и улучшения ее интегрированности в мировую экономическую систему.
В современных условиях, с учетом высокой зависимости финансовой сферы от регулятивных действий государства, повысилась ее роль при политическом выборе той или иной модели развития. Процессы глобализации экономики и финансовых рынков усилили и еще больше усложнили эту взаимосвязь, поскольку национальные экономики стали взаимодействовать между собой посредством глобального финансового сектора. С расширением доступа частных и государственных компаний к глобальному рынку финансового капитала мировая хозяйственная система стала выступать как одно из фундаментальных оснований национальных экономик; в свою очередь, развитие финансовых рынков приобрело более значимый характер: они начали практически мгновенно транслировать импульсы, в том числе кризисные, на все мировое хозяйство. Это приводит к необходимости нового осмысления взаимодействия экономических и финансовых систем в современном мире.
Цель статьи – на основе привлечения объяснительного потенциала марксистского и институционально-эволюционного подходов исследовать характер взаимосвязи экономики и финансов в глобализирующемся мировом пространстве, выявить его особенности в российской хозяйственной системе и аргументировать необходимость учета этих особенностей при разработке новых программ экономической политики.
Взаимодействие экономики и финансов
как ключевое условие эволюционно-устойчивого
общественного воспроизводства
Положение о том, что уровень развития финансовой системы и темпы роста экономики находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, представляется достаточно очевидным. Между тем вопрос о характере и направленности данной связи не столь однозначен. Еще в первой половине ХХ века исследователи, выявив причинно-следственную связь между рассматриваемыми процессами, не пришли к единому мнению: финансы следуют за производством (Дж. Робинсон)[1] или, напротив, высокий уровень развития финансовых систем служит залогом быстрого экономического роста (Й. А. Шумпетер)[2]. Во второй половине ХХ века к проблемам взаимосвязи между финансовыми структурами и экономическим ростом обращались А. Гершенкрон[3], Р. Камерон[4], А. Д. Чандлер[5], которые акцентировали внимание на особенностях финансирования экономического развития или на доминирующих формах организации финансовой системы. Эмпирические исследования, проведенные экспертами Мирового банка, подтвердили устойчивый причинно-следственный характер показателей развития финансовой системы и долгосрочных темпов экономического роста в различных институциональных условиях; каналом такого положительного влияния служат увеличение инвестиций и повышение общей производительности факторов производства[6].
Сегодня, при осмыслении необходимости формирования новой модели экономического развития, эта проблема приобретает новое звучание. Современный этап, как никогда ранее, характеризуется усилением сопряженности качества экономической динамики и уровня развития финансовой системы. Несбалансированность роста ведет к обострению финансовых диспропорций, что, в свою очередь, определяет нарастание структурных экономических проблем. В таких условиях эффективность национальной экономики в значительной мере зависит от качества финансовой системы, доступности услуг финансовых институтов для бизнеса и населения. Этим во многом обусловливаются необходимость улучшения инвестиционного и делового климата, возможности и ограничения при реализации сценариев структурной перестройки экономики России. В данной связи состояние национальных финансовых систем во многом определяет темпы и устойчивость социально-экономического развития.
Вместе с тем, несмотря на усиление воздействия финансов на экономические процессы (так называемую «финансиализацию» экономики), уровень развития финансовой системы остается производным от состояния экономической системы. Современные кризисы со всей очевидностью свидетельствуют о том, что классические положения экономической теории о взаимодействии реального и финансового сектора как ключевом условии эволюционно-устойчивого общественного воспроизводства не устарели и не могут быть заменены философией «экономики нового типа».
Исследуя происхождение недавнего кризиса, ряд авторов рассматривает в качестве его причин токсичность ипотечных активов, ошибки финансового менеджмента, жадность банкиров, ошибки Федеральной резервной системы США[7]. Такие воззрения опираются на известные подходы: это не только неолиберальные финансовые теории (Р. Хоутри[8], Ф. Хайек[9]) и теория финансового акселератора (Б. Бернанке[10]), выдвигающие на роль ключевого фактора экономической нестабильности сбои в функционировании денежно-кредитного механизма, но и посткейнсианские финансовые теории, в частности, гипотеза финансовой нестабильности Х. Мински[11], к которой все чаще обращаются в поисках причин кризиса и рецептов выхода из него. Так, С. Уален видит происхождение финансового кризиса в «жилищном буме, питаемом возрастающими ожиданиями, расширяющимися долгами и финансовыми новшествами»[12], Л. Рэй – в нерегулируемом «капитализме денежных менеджеров»[13].
Между тем потрясения на ипотечном рынке США явились лишь «спусковым крючком» глобального финансового кризиса, поскольку финансовая сфера является наиболее подвижной и рефлексивной составляющей экономической системы. Причины кризиса не могут быть сведены к чисто финансовым факторам или ошибкам внутренней политики, а имеют непосредственное отношение к фундаментальным условиям в глобальной системе накопления капитала. Эти фундаментальные условия могут быть поняты, на наш взгляд, на основе привлечения объяснительного потенциала марксистского и институционально-эволюционного подходов.
К. Маркс показал, что экономические кризисы, предпосылки которых были раскрыты им еще при анализе простого товарного производства, выражаются в перенакоплении капитала в трех формах: 1) товарной (рост нереализованной продукции); 2) производительной (увеличение недогрузки производственных мощностей, товарных запасов, безработицы); 3) денежной (рост количества свободных, не вложенных в производство денег)[14]. На базе марксистской парадигмы наиболее полное обоснование получил процесс образования финансового капитала на рубеже ХIХ–ХХ веков как сложной в структурном отношении формы, имеющей двойственный характер, что определяет возможности относительно обособленного развития реального и фиктивного капитала.
Эволюционная парадигма акцентирует внимание на процессах неустойчивости, разнообразия, неравновесия, представляющих конкуренцию технологий, рост экономического потенциала, соотношение локализации, регионализации и глобализации, растущее значение информации и финансов в условиях глобализации мирового хозяйства. Финансовые процессы рассматриваются какэлементы институциональной среды рыночной экономики, обеспечивающие поддержку кластеров нововведений[15]. В этом отношении эволюционная теория смыкается с рядом научных направлений, развивающихся на базе институциональной платформы. Экономическое развитие исследуется в координатах институционального реформирования, и подчеркивается растущее значение финансового обеспечения инновационного характера воспроизводственного процесса[16].
Комбинирование этих подходов позволяет утверждать, что суть современных кризисов связана с разбалансированием реальной и финансовой экономики, но формы их проявления стали более развернутыми и сложными в результате структурных сдвигов в системе мирового хозяйства, беспрецедентного развития финансовой сферы и превращения финансового капитала в мощную самодовлеющую силу. Финансовое перепроизводство выразилось в чрезмерном ускорении темпов роста финансовых инструментов, перемещении основных источников дохода из реального сектора в финансовый, внедрении механизмов распространения кризисных потрясений по расчетно-кредитной цепочке филиальной сети транснациональных банков, превышении объемов финансового рынка над размерами товарного рынка, а стоимости финансовых авуаров – над совокупной ценой материальных активов[17].
При разрыве устоявшихся связей финансовая сфера перестает выполнять свои функции по обслуживанию реального сектора. При этом, чем лучше отлажено взаимодействие финансового и реального сектора, тем сильнее финансовые потрясения сказываются на положении дел в реальной экономике, и наоборот. Именно в силу относительно обособленного функционирования этих секторов, например, финансовый кризис 1997–1998 гг. в России не оказал столь существенного воздействия на реальный сектор национальной экономики.
Фундаментальные причины современных финансово-экономических кризисов связаны со спецификой проявления бимодальной основы финансового капитала в глобализирующейся экономике. В период массового внедрения новых финансовых технологий, глобализации и либерализации финансовых рынков происходят кардинальные изменения форм существования финансового капитала. Двойственный характер финансового капитала, описанный в рамках марксистской парадигмы, в современном мире выражается во все более четком разделении этого капитала на реальный капитал, аккумулируемый в денежных фондах компаний и участвующий в процессе реального воспроизводства, и трансфертный капитал, представленный диверсифицированным спектром фондовых и кредитных инструментов, обращающихся на финансовых рынках. Трансфертный капитал выступает как развитая форма фиктивного капитала, адекватная новым условиям экономической динамики и обладающая следующими специфическими характеристиками:глобальный, трансграничный характер; расширенное воспроизводство финансовых инструментов на собственной основе; сетевая разветвленность институциональных форм; рефлексивность, воплощающая механизм обратной связи между мышлением и реальностью; инновационная организационно-техническая и технологическая основа; переплетение с информационными потоками; волатильность и низкая предсказуемость. Указанные характеристики трансфертного капитала по мере его вызревания детерминируют опережающее развитие финансовой сферы, усиление факторов кризисных угроз и трансфер кризисов.
Мировой кризис 2008–2009 гг. выступил как острая форма разбалансированности движения реального и трансфертного капиталов, выразившейся в доминировании спекулятивных трансакций, перекредитовании экономики, сопровождающемся секьюритизацией «плохих» долгов, разрывах между субъективными оценками рыночной цены компаний и их обоснованной рыночной стоимостью и др. В ходе восстановления нарушенного равновесия многослойная архитектура финансовых инструментов стала более плоской за счет свертывания части производных форм и возврата к более надежным и обеспеченным активам. Объем рынка деривативов, который только за 1997–2007 гг. возрос в 45 раз и превысил 450 трлн. долл., за два кризисных года сократился на треть; вместе с тем уже к концу 2010 г. он восстановился к предкризисным масштабам. С одной стороны, этот рынок обеспечивает устойчивость и эффективность развития первичных финансовых инструментов путем перераспределения рисков и перелива свободных капиталов, с другой – он способствует виртуализации финансовых инструментов, что образует новую угрозу кризиса. Поэтому важнейшим условием обновления финансовой архитектуры мировой экономики является повышение прозрачности и преодоление неопределенности глобального финансового рынка путем структурных, организационных и управленческих преобразований.
Особенность недавнего кризиса выражается в возникновении новых пространственно-временных характеристик, связанных с утратой возможности перераспределения финансовых рисков как в межстрановом, так и временном разрезах. Это обусловливает необходимость перехода от дерегулирования финансовой сферы к новому экономическому порядку, предполагающему поиск эффективных механизмов государственного и межгосударственного регулирования хозяйственного развития при повышении согласованности действий мирового экономического сообщества, государств и геополитических объединений. В рамках решения национальных задач повышения устойчивости хозяйственной динамики такие механизмы связаны с концентрацией финансовых ресурсов для освоения и внедрения новой волны базисных технологических инноваций, что предполагает соответствующую настройку системы институциональных и экономических регуляторов.
Таким образом, впечатление о трансформации характера зависимости финансовой и экономической систем создается в силу рефлексивности природы финансовых отношений, способности отраженных финансовых форм к самостоятельному существованию и воспроизводству на собственной основе. Однако эту самостоятельность нельзя возводить в абсолют; возникновение финансовых форм и их производных порождает своеобразный эффект анфилады зеркал: многократное и многоуровневое отражение в финансовых инструментах возможно лишь при существовании и функционировании исходного объекта – реального хозяйственного процесса.
Обусловленность характеристик модели российской финансовой системы ключевыми параметрами модели российской экономики
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что особенности современного состояния и архитектуры финансовой системы России объективно детерминированы атрибутивными свойствами и тенденциями развития национальной экономики.
Модель российской экономики основана на концентрированной собственности, олигополистической структуре производства и расширенном государственном участии, ориентирована на вывоз сырьевых ресурсов, объективно подвержена высоким конъюнктурным колебаниям цен, центры образования которых находятся за пределами Российской Федерации, объемов и структуры спроса и предложения на эти ресурсы на мировом рынке, функционально зависит от динамики глобальной экономики и финансов. Соответственно, обслуживающая ее финансовая система характеризуется расширением финансового регулирования, доминированием денежных потоков и финансовых институтов, базирующихся на производстве и экспорте сырья, низкой финансовой глубиной, спекулятивной моделью финансового рынка, повышенной зависимостью от доступа к мировым рынкам капитала и внешних инвестиций, высокой фискальной нагрузкой и волатильностью (рис. 1).
Усиление интегрированности российской финансовой системы в глобальное финансовое пространство обостряет проблему ее устойчивости при негативных внешних и внутренних воздействиях. Такая модель – закономерный результат российских рыночных преобразований, отличительной чертой которых явилось превалирование политических воззрений над экономической целесообразностью. Экономическая политика формировалась как результат политического противостояния, а политические идеи определяли соответствующее поведение социальных акторов.
Рис. 1. Обусловленность характеристик модели российской финансовой системы
ключевыми параметрами модели российской экономики
При этом по-новому предстает известное положение Дж. М. Кейнса о воздействии экономических концепций и политических идей на формирование экономического поведения: «...идеи экономистов и политических мыслителей, – и когда они правы, и когда они ошибаются, – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей. Правда, это происходит не сразу, а по истечении некоторого периода времени… Но рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными и для добра, и для зла»[18]. В условиях рыночных преобразований в России политические идеи и решения привели к формированию группы «специальных» интересов, выразившихся в рентоориентированном поведении экономических акторов.
На первом этапе рыночных преобразований (1990–1997 гг.) заданные приоритеты экономической политики определили «вторичность» задач развития реального сектора по отношению к финансовым целям. Официальная концепция рыночного реформирования российской экономики базировалась на упрощенно-монетаристских принципах, не учитывавших специфику сложившихся в стране условий, что во многом объясняет эффект перерождения импортируемых рыночных институтов и провал институциональной модернизации[19]. Реализация «специальных» интересов, по оценкам экономистов, выразилась в не имеющей прецедентов в истории «реформе собственности», в ходе которой природные ресурсы страны, особенно нефть и газ, были фактически экспроприированы «олигархами», что привело к развитию абсурдной, извращенной и крайне несправедливой формы олигархического капитализма[20], и «вылилось, во-первых, в недостаток законности приватизированных предприятий, во-вторых, в социальное неравенство, обнищание населения»[21].
Неудивительно, что следствием либеральных преобразований явилось наращивание кризисного потенциала в различных формах: экономический спад, пятикратное снижение объема инвестиций, ухудшение состояния производственного потенциала, негативные сдвиги в структуре экономики за счет ускоренного развития торгово-посреднического сектора и закрепления сырьевой ориентации, возникновение существенных различий в уровнях доходности различных секторов экономики, деформация денежной массы, платежной системы, утечка капитала за рубеж, дефицитность бюджета, накопление социальных проблем и т. д.
Отток капитала из реального сектора в финансовый, обусловленный различием уровня доходности вложений, вел, с одной стороны, к сокращению финансовых ресурсов производства, а с другой стороны – к усилению неустойчивости финансового сектора, разрастание которого не имело стабильной воспроизводственной основы. Доля долгосрочных кредитов в общем объеме активов банков колебалась в пределах 3–4%, процентные ставки по кредитам превышали уровень рентабельности промышленной продукции в 5–16 раз. Банки, аккумулируя до 90% организованных сбережений населения и средств предприятий, вкладывали их преимущественно в государственные ценные бумаги как наиболее привлекательные с точки зрения доходности, надежности и сроков инструменты. Высокая стоимость обслуживания государственного долга, сдерживая снижение процентных ставок, препятствовала активизации инвестиционной деятельности, развитию производства, вела к подрыву доходной базы бюджета. По оценкам, с 1993 по 1998 гг. привлечение одного рубля за счет размещения государственных ценных бумаг на финансовом рынке обходилось более чем в 12 руб.
Российская экономика все в большей степени становилась долговой. Усиливалась ее внешняя зависимость: у иностранных инвесторов к 1997 г. было сосредоточено около 30% портфеля государственных ценных бумаг и более 70% корпоративных ценных бумаг. При этом капитализация российского фондового рынка более чем на 80% формировалась акциями топливно-энергетических компаний.
Накопление внутренних экономических противоречий, ускорившееся под воздействием ухудшения конъюнктуры на мировых финансовых рынках, привело к коллапсу финансового сектора. Между тем потрясения на финансовых рынках в значительной степени не коснулись реального сектора экономики, о чем свидетельствовала несинхронность развития финансового кризиса и экономического спада. Сложившаяся обособленность реального сектора, доминирование неденежных форм расчетов и низкие объемы банковского кредитования в данной ситуации выступили в качестве защитного барьера. Практически полная остановка финансовых рынков не вызвала столь же негативных процессов в реальной экономике.
В 1999–2000 гг. после длительного и глубокого спада в российской экономике сложились предпосылки оживления, ключевыми факторами которого явились благоприятная конъюнктура на мировых рынках энергоносителей и девальвационный эффект. Последние обеспечили развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, значительный приток валютной выручки, расширение платежеспособного спроса на продукцию сопряженных производств, постепенное расширение денежного предложения и снижение процентных ставок. Под воздействием благоприятных макроэкономических факторов уровень финансового развития за период 2000–2007 гг. возрос более чем в 4 раза – с 35,9% до 123,3% ВВП.
Одновременно в экономике накапливались внутренние риски и угрозы, которые определили формирование структурно-функциональных характеристик финансовой системы, связанных с:
– неэффективностью механизма трансформации сбережений в инвестиции. Сохранялся преимущественно спекулятивный характер финансового рынка и разрыв между валовыми сбережениями и инвестициями в основной капитал;
– недостаточной мощностью финансовых институтов. Российские банки уступали по уровню совокупных активов, капитала и доле долгосрочных ресурсов банкам не только развитых стран, но и некоторых стран с переходной экономикой. Небанковские финансовые институты занимали незначительный удельный вес в совокупных активах финансового сектора и были несопоставимы по инвестиционному потенциалу с иностранными фондами, управляющими крупным долгосрочным капиталом;
– асимметрией финансового развития, повышенной концентрацией и низкой диверсификацией. Чрезмерная концентрация собственности в акционерных капиталах, сосредоточение торговой активности на ограниченной группе финансовых инструментов, локализация финансовых институтов и финансовых ресурсов в центральном регионе, незначительная доля акционерных капиталов, находящихся в свободном обращении, недоступность ресурсов финансовых рынков для большинства компаний средней и малой капитализации, олигополия в структуре финансовых посредников и институциональных инвесторов, заниженная доля участия населения в активности на финансовом рынке и другие факторы создают крайнюю неустойчивость финансового рынка, его способность генерировать очень высокие колебания в курсовой стоимости финансовых активов[22];
– неэффективной структурой доходов и расходов бюджета как отражением неоптимальной структуры ВВП, неразвитостью инструментария финансового обеспечения инновационных процессов. Недостатки действующей системы отбора и финансирования разработок за счет государственных средств усугублялись нерешенностью задач организации многоканального финансирования приоритетов инновационного развития с привлечением средств частных инвесторов;
– зависимостью от состояния внешней конъюнктуры на рынках нефти, мировых финансовых рынков, иностранных инвесторов. Внешний рынок капитала стал посредником между российскими экономическими агентами, формирующими сбережения (федеральное правительство) и осуществляющими инвестирование (нефинансовый сектор). Сформировалась практика аутсорсинга финансовой системы, консервирующая отсталость национального финансового рынка.
В силу сложившихся структурно-функциональных характеристик российская финансовая система явилась весьма чувствительной к внешним шокам: снижению темпов роста мировой экономики, ухудшению ценовой конъюнктуры на рынках нефти, падению ликвидности мировых финансовых рынков и др.
Такая зависимость в целом вытекает из специфики взаимодействия между центром (ядром) и периферийными зонами, исследованной в рамках современной эволюционной теории[23]. Структурные изменения экономики Центра, основанной на услугах, в условиях падающей доходности производства привели к масштабному аутсорсингу производительного капитала через цепочку создания ценности в широком спектре секторов и в глобальном масштабе[24] и к связанной с этим финансиализации внутренней экономики. Последняя подпитывалась потоками финансового капитала периферии по разным направлениям: предпринимательский доход от вложений производительного капитала, сеньораж от использования национальной валюты в качестве мировых денег, финансовые инвестиции нефинансовых организаций, финансовых институтов, доходы от займов, сбережения правительств (золотовалютные резервы, размещаемые в казначейских ценных бумагах).
Так, по состоянию на 01.01.2008 ЦБ РФ вложил в ценные бумаги Fannie Mae и Freddie Mac, а также Federal Home Loan Banks (США) 21% (100,8 млрд. долл.) золотовалютных резервов России[25].
При противоположной направленности рассматриваемых процессов в центре и периферии, можно, тем не менее, выделить одну общую характеристику – увеличение финансовых инвестиций нефинансовыми предприятиями. Корпорации центра, вместо инвестиций в производительные активы, через скупки собственных акций и более высокие выплаты дивидендов стараются поднять биржевую стоимость акций, что с учетом участия домашних хозяйств, действующих как спекулятивные инвесторы, усиливает внутренние факторы финансиализации. Корпорации периферии выводят капитал на развитые финансовые рынки даже в кризисных условиях. Так, в 2008 г. объем финансовых вложений крупных и средних предприятий, по данным Росстата, составил 40% годового ВВП, в 3 раза превысив объем инвестиций в основной капитал, в 2010 г. – 60%, а в 2011 г. – 85% ВВП (в 10 раз больше объема инвестиций в основной капитал). При этом почти 60% оборота средств пришлось на депозиты, 0,9% которых – долгосрочные. Оправдываются опасения Х. Мински о развитии ростовщического аспекта капитализма в ущерб функционирующим инвесторам[26].
Экономическая политика и финансовое обеспечение
модернизации российской экономики
Публичный дискурс по вопросам формирования новой модели экономического развития выявил две противоположные позиции ученых и политиков, отражающие известную дихотомию «государство – рынок» в контексте традиционной полемики представителей кейнсианской и неоклассической парадигм и базирующихся на их основе моделей экономического роста – экономики спроса и экономики предложения.
Для подтверждения своей исследовательской программы представители обеих позиций используют событийную канву кризисных событий. Первые объясняют кризис провалами рынка и отсутствием активного вмешательства государства в управление национальной экономикой, вторые – неспособностью государства обеспечить адекватное экономическое регулирование[27]. При этом в обоих случаях признается неэффективность существующих инструментов государственного регулирования, с чем можно согласиться. Действительно, сложившиеся модели экономического развития не выдержали эмпирической проверки на устойчивость к кризису, что, с учетом глобального характера последнего, относится как к экономикам спроса, так и к экономикам предложения, если в них разбалансировано движение реального и трансфертного капиталов.
Для России проблема выбора модели развития важна еще и в связи с особым типом экономической нестабильности. Здесь, как и в ряде других стран (рис. 2), восстановился экономический рост, при этом его темпы были выше, чем в развитых государствах, хотя ниже, чем, например, в Китае и Мексике. Вместе с тем, в России были более существенными и темпы спада, в силу чего задачи восстановления и наращивания экономики весьма усложнились.
Рис. 2. Темпы прироста валового внутреннего продукта к предыдущему году, %[28].
Реализация этих задач возможна лишь на основе создания новой модели экономического развития, конкурентоспособность которой, во многом, определяется потенциалом не связанных с топливно-сырьевыми ресурсами внутренних источников финансирования, которые должны быть доступными для инвесторов. Соответственно, необходим переход от сырьевой, спекулятивной и волатильной финансовой системы к качественно новой, активно содействующей экономическому росту, стимулирующей модернизацию российской экономики, усиление в ней инновационной составляющей, преследующей цели роста ее конкурентоспособности в глобальных финансах.
В настоящее время, как показывает анализ, практически воспроизводится старая экономическая модель,основывающаяся на наличии финансовых ресурсов, источником которых является не рост производительности труда, а благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура (таблица 1).
Изменения, ориентированные на формирование новой финансовой системы, способной обслуживать инновационную экономику, проявляются лишь в начальных формах, не затрагивающих несущие конструкции сложившейся сырьевой модели.
Таблица 1
Некоторые показатели развития экономической и финансовой системы России[29]
Показатели |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Макроэкономические показатели |
||||||||
ВВП, в % к предыдущему году |
110,0 |
106,4 |
108,2 |
108,5 |
105,2 |
92,2 |
104,3 |
104,3 |
Объем промышленного производства, в % к предыдущему году |
108,7 |
105,1 |
106,3 |
106,8 |
100,6 |
90,7 |
108,2 |
104,7 |
Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году |
117,4 |
110,9 |
116,7 |
122,7 |
109,9 |
84,3 |
106,0 |
108,3 |
Профицит (+) / дефицит (–) федерального бюджета, в % к ВВП |
1,9 |
8,1 |
7,4 |
5,4 |
4,1 |
-6,0 |
-4,0 |
1,6 |
Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета, % |
24,7 |
42,2 |
46,9 |
37,2 |
47,3 |
40,7 |
45,8 |
53,7 |
Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году |
112,0 |
112,4 |
113,5 |
112,1 |
102,3 |
102,1 |
105,1 |
100,8 |
Коэффициент дифференциации доходов, раз |
13,9 |
15,2 |
16,0 |
16,8 |
16,8 |
16,7 |
16,5 |
16,1 |
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению |
10,6 |
7,2 |
7,2 |
6,1 |
6,3 |
8,4 |
7,5 |
6,6 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % |
120,2 |
110,9 |
109,0 |
111,9 |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
106,1 |
Финансы предприятий |
||||||||
Доля прибыльных организаций, % |
60,2 |
63,6 |
67,5 |
74,5 |
71,7 |
68,0 |
70,1 |
71,9 |
Рентабельность активов, % |
7,6 |
8,8 |
12,2 |
10,4 |
5,4 |
5,5 |
6,7 |
7,0 |
Рентабельность проданных товаров, % |
18,9 |
13,5 |
13,2 |
13,1 |
13,0 |
10,8 |
10,0 |
11,5 |
Финансовые рынки |
||||||||
Капитал банков, в % к ВВП |
3,2 |
5,6 |
5,7 |
6,3 |
8,0 |
9,2 |
11,9 |
10,4 |
Активы банков, в % к ВВП |
32,3 |
41,7 |
44,8 |
51,9 |
60,5 |
67,6 |
75,9 |
74,5 |
Кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам, в % к ВВП |
12,6 |
22,8 |
25,2 |
29,8 |
36,9 |
39,9 |
41,3 |
41,0 |
Доля кредитов банков в источниках финансирования инвестиций в основной капитал, % |
2,9 |
8,3 |
9,5 |
10,4 |
11,8 |
10,3 |
8,7 |
7,7 |
Капитализация рынка акций, в % к ВВП |
17,2 |
43,2 |
97,8 |
103,1 |
22,6 |
59,0 |
60,2 |
54,7 |
Стоимость корпоративных долговых ценных бумаг в обращении, в % к ВВП |
3,3 |
11,1 |
12,2 |
13,3 |
13,4 |
16,7 |
17,8 |
16,5 |
Доля средств от эмиссии акций в источниках финансирования инвестиций в основной капитал, % |
0,5 |
3,1 |
2,3 |
1,8 |
0,8 |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
Доля средств от эмиссии корпоративных облигаций в источниках финансирования инвестиций в основной капитал, % |
0,0 |
0,3 |
0,04 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,01 |
0,00 |
Страховые премии, в % к ВВП |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2.3 |
2,3 |
2,4 |
Пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов, в % к ВВП |
0,2 |
0,7 |
0,9 |
1,9 |
1,2 |
1,3 |
1,9 |
1,9 |
Чистые активы паевых инвестиционных фондов, в % к ВВП |
0,1 |
0,7 |
1,1 |
1,6 |
1,2 |
0,8 |
1,0 |
1,1 |
Таблица 2
Доля России в показателях глобального финансового рынка, финансового рынка стран группы Emerging Markets и стран БРИКС[30]
|
Доля в показателях глобального финансового рынка, % |
Доля в показателях финансового рынка стран группы Emerging Markets, % |
Доля в показателях финансового рынка стран БРИКС, % |
|||
2006 г. |
2011 г. |
2006 г. |
2011 г. |
2006 г. |
2011 г. |
|
Капитализация рынка акций |
2,09 |
2,01 |
11,33 |
6,65 |
23,34 |
12,42 |
Капитализация внутренних государственных облигаций |
0,16 |
0,20 |
1,28 |
1,63 |
2,28 |
2,24 |
Капитализация внутренних корпоративных облигаций |
0,13 |
0,27 |
2,19 |
2,51 |
5,07 |
3,42 |
Капитализация еврооблигаций |
0,02 |
0,06 |
0,77 |
1,90 |
13,0 |
24,1 |
Объем вторичных торгов акциями (без учета РЕПО) |
0,63 |
0,80 |
8,24 |
3,41 |
16,08 |
14,13 |
Общая стоимость IPO (без эмиссий нерезидентов) |
1,45 |
1,11 |
5,65 |
0,40 |
12,5 |
0,67 |
Чистые активы взаимных фондов |
0,026 |
0,014 |
0,34 |
0,18 |
0,68 |
0,23 |
Объем торговли валютами |
0,34 |
0,44 |
7,06 |
7,28 |
22,0 |
21,8 |
Российская финансовая система остается неконкурентоспособной, служит объектом для преимущественно спекулятивных инвестиций и потоков «горячих денег» глобальных инвесторов. Ее роль в глобальных финансах незначительна – в среднем 0,6%, что ниже, чем ее доля в мировом ВВП (3,0% в 2010 г.). По ряду показателей Россия продолжает терять свои позиции относительно других стран с развивающимися финансовыми рынками и стран БРИКС (таблица 2).
В рамках анализа возможных направлений модернизации отечественной финансовой системы представляется целесообразным обращение к ряду типологий финансовых систем, которые проведены с позиций взаимосвязи последних с реальным сектором, а также их способности стимулировать и проводить в жизнь инновации в рамках тех или иных стратегий поведения хозяйствующих субъектов (таблица 3).
Таблица 3
Типологии финансовых систем[31]
Критерий типологии |
Типы финансовых систем |
Последовательность этапов развития финансовых систем во взаимосвязи с общеэкономической динамикой |
1. Системы самофинансирования. Соответствуют экономике со слабым потенциалом роста, относительно низкими доходами и сбережениями. 2. Финансовые системы, ориентированные на банки (bank oriented systems). Соответствуют экономике с излишками сбережений, аккумулируемыми и перераспределяемых среди инвесторов финансовыми посредниками, прежде всего, банками, выполняющими функции организации платежного оборота и диверсификации рисков. 3. Системы, ориентированные на рынки (market oriented systems). Соответствуют экономике с множеством рынков и обращающихся обязательств, обеспечивающих ускоренное развитие рынков капиталов наряду с диверсификацией финансового посредничества и появлением рыночных посредников. 4. Системы, сильно ориентированные на рынки (strongly market oriented systems). В отличие от предшествующего типа, это предполагает перераспределение не только финансовых инвестиций, но и сопутствующих им рисков путем совершенствования рынков производных инструментов. |
Институциональные конфигурации финансовых систем, определяющие стратегии поведения |
1. Финансовые системы, базирующиеся на финансовых рынках (рынках капитала). Прямое финансирование через рынок капитала позволяет предприятиям развивать автономную индустриальную стратегию. 2. Финансовые системы, базирующиеся на кредите с администрируемыми ценами (процентными ставками). Государственные власти могут вмешиваться в индустриальную стратегию предприятий посредством селективных кредитных инструментов. 3. Финансовые системы, базирующиеся на кредите с ценами (процентными ставками), определяемыми финансовыми посредниками. Политика финансирования может определяться или банковской отраслью, или соглашением (сговором) банков с государственной властью (в некоторых случаях – с промышленностью). |
Такое обращение позволяет также сделать ряд выводов, существенных для выработки экономической политики государства.
Несмотря на различие используемых критериев, обе типологии развивают подход Дж. Р. Хикса, который, рассматривая в начале 1970-х гг. институциональные формы финансовой системы, выделил «экономику рынка» (auto-economy) и «экономику задолженности» (overdraft economy), соответствующие рыночно-ориентированной финансовой системе и финансовой системе, ориентированной на банковский кредит[32]. Наличие этих систем (при определенном сочетании обоих типов) является необходимым условием динамичного развития современной рыночной экономики. По Т. Рыбчински, эволюция финансовой системы связана с ростом в экономике доходов и сбережений, накоплением достаточного инвестиционного потенциала и формированием определенного уровня эффективности реального сектора, во многом определяющих его инвестиционную привлекательность. Исходя из этого, для российской экономики форсированный переход от организации финансовой системы, ориентированной на банки, к массовому финансированию через рынок капиталов вряд ли возможен. Скорее Россия следует опыту континентальной Европы, осуществляющей такой переход через ускоренное развитие банковского сектора. В частности, во Франции и Германии формируется гибридная финансовая система, где банки с развитием финансовых рынков приобретают новые функции, не утрачивая своей роли[33].
Зисман, а также другие авторы, исследующие способность финансовой системы проводить инновации[34], отмечают, что система, ориентированная на банки, с учетом интенсивности взаимосвязей между банками и промышленностью, приводит к формированию у банков специфических интересов в перспективной деятельности компаний и, соответственно, их нацеленности на стратегию финансирования долгосрочных инноваций, а постепенное накопление информации и компетенции создает для этого условия, расширяя инновационный потенциал. Со своей стороны, системы, ориентированные на рынок капитала, предполагают реализацию инноваций через специфические рынки и инструменты типа рискового или венчурного капитала, хотя эти возможности не всегда правильно оцениваются агентами в условиях экономики с недостаточно развитыми рынками. В силу последнего обстоятельства в развивающихся экономиках может быть востребована система, ориентированная на кредит с «устанавливаемой государством» процентной ставкой, прежде всего в сфере государственных финансовых инноваций.
Данный подход позволяет выявить позитивные возможности финансирования инноваций экономических агентов через банковский кредит с последующим развитием экономики финансовых рынков. Несмотря на то, что эти возможности ограничены относительной слабостью финансового посредничества (вследствие дефицита финансовой мощности банков и накопленной информации и компетенции), их реализация менее проблематична, чем решение задачи неполноты и несовершенства рынков. В условиях существенной информационной недостаточности, сохранения высоких инвестиционных рисков и рентоориентированности поведения основных экономических агентов в России представляется малоперспективным упование на организацию экономического роста и развития инновационных процессов на базе автономных стратегий, как предприятий, так и банков. Подчинение специальных интересов этих групп экономических агентов общеэкономических интересам может быть достигнуто путем повышения качества общественных институтов и роли государства.
Последнее должно заключаться не в дальнейшем росте административной машины и регулятивных издержек, а в эффективнойполитике стимулирования экономического роста и инновационной модернизации экономики, в том числе и за счет реструктуризации и укрепления ее финансовой составляющей. Эффективность этой политики определяется степенью устойчивости, согласованности и системности взаимодействия ее основных субъектов – участников бизнеса, органов государственной власти и управления, общественных некоммерческих организаций – в целях обеспечения необходимых финансовых условий нового качества экономического роста, модернизации ресурсной базы хозяйственного комплекса и его функционирующего капитала.
[1] Robinson J. V. The model of an expanding economy // Economic Journal, 1952, March, 62, pp. 42–53.
[2] Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
[3] Gershenkron A. Economic backwardness in historical perspective. Cambridge: Harvard University Press, 1962.
[4] Cameron R. Banking in the early stage of industrialization. L.: Oxford University Press, 1967.
Cameron R. Banking and economic development. L.: Oxford University Press, 1972.
[5] Chandler A. D. The visible hand: the managerial revolution in american business. Cambridge: Harvard University Press, 1977.
[6] Finance for Growth // World Bank Policy Research Report. Washington, 2001; Levine R. Financial Development and Economic Growth: Views and Agenda // Journal of Economic Literature. 1997, June; Levine R., Loayza N., Beck T. Financial Intermediation and Growth: Causality and Causes // Journal of Monetary Economics, 2000; Beck T., Demirgüç-Kunt A., Levine R. Law, Politics and Finance. World Bank, February 26, 2001; Demirgüç-Kunt A., Maksimovic V. Financial Constraints, Uses of Funds, and Firm Growth. An International Comparison // The World Bank Working Paper. 1996, October.
[7] Мировые финансово-экономические кризисы и глобальное латентное управление миром. Материалы научного семинара. Вып. № 3. М.: Научный эксперт, 2011; Economics and the rule of law. Order in the jungle // The Economist, 2008, March, No 13.
[8] Hawtrey R. The Gold Standard // Economic Journal, 1919, No 3.
[9] Hayek F. Monetary Nationalism and International Stability. London, 1937.
[10] Bernanke B. On the Implications of the Financial Crisis for Economics // Remarks at the Conference co-sponsored by the Bendheim Center for Finance and the Center for Economic Policy Studies, Princeton. 24.09.2010.
[11] Minsky H. P. The financial instability hypothesis. Working Paper, 1992, No 74. The Jerome Levy Economics Institute of Bard College.
[12] Whalen C. J. A Minsky perspective on the global recession of 2009 // Research on Money and Finance Discussion Paper Series, 2009, №12, SOAS, University of London, p. 12.
[13] Wray L. R. The rise and fall of money manager capitalism: a Minskian approach // Cambridge Journal of Economics, 2009, No 33, р. 89.
[14] Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М.: Политиздат, 1978.
[15] Маевский В. И. Эволюция макрогенераций и современные макроэкономические теории // Эволюционная экономика на пороге XXI века (доклады и выступления участников международного симпозиума). М., 1997.
[16] Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М, 1997.
[17] Мировые финансово-экономические кризисы и глобальное латентное управление миром. Материалы научного семинара. Вып. № 3. М.: Научный эксперт, 2011.
[18] Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. С. 518.
[19] Лисин В. С., Яновский К. Э. и др. Институциональные ограничения современного экономического роста. М.: Издательский дом «Дело», РАНХиГС, 2011.
[20] Корнаи Я. Путь к свободной экономике»: десять лет спустя (переосмысливая прошлое) // Вопросы экономики, 2000, № 12.
[21] Панина Т. Советы от Стиглица. Лауреат Нобелевской премии – о приватизации в России // Российская газета, 2004, 19 апреля.
[22] Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России (2010–2015 гг.). Аналитический доклад. Коллектив авторов под руководством проф., д.э.н. Миркина Я. М. ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве РФ». М., 2010.
URL: http://www.mirkin.ru/_docs/analyt_doclad2010-2015.pdf
[23] Омэ К. Мир без границ // Мировая экономика и международные отношения. 1998, № 1. С. 19–20.
[24] Nolan P., Sutherland D., Zhang J. The challenge of the global business revolution // Contributions to Political Economy. 2002, No 21.
[25] Кашин В., Бараулина А. Американская помощь ипотеке // Ведомости, 2008, 11 июля.
[26] Minsky H. P. Uncertainty and the Industrial Structure of Capitalist Economies. Working Paper, 1996, April, No 155. The Jerome Levy Economics Institute of Bard College.
[27] Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 32.) М.: Институт Гайдара, 2011.
[28] По (архивированным) данным официального сайта Организации экономического сотрудничества и развития:
http://web.archive.org/web/20120705015902/http://www.oecd.org/document/
0,3746,en_2649_201185_46462759_1_1_1_1,00.html
[29] По данным официальных сайтов Банка России (http://www.cbr.ru), Федеральной службы по статистике (http://www.gks.ru), Центра развития фондового рынка России (http://www.crfr.ru).
[30] По данным официальных сайтов Банка международных расчетов (http://www.bis.org); Всемирной Федерации бирж (http://www.world-exchanges.org); МВФ (http://www.imf.org/external/russian/index.htm).
[31] Составлено по: Rybczinski T. M. Industrial finance system in Europe, US and Japan // Journal of Economic Behavior and Organization. 1984, № 5; Zysman J. Governments, Markets and Growth. Financial Systems and the Politics of Industrial Change. N.Y.: Cornell University Press, 1983.
[32] Hicks J. R. The Сrisis in Keynesian Еconomics. Oxford: Basic Blackwell, 1974.
[33] Ранверсе Ф. Рыночное посредничество и финансирование предприятий через рынок акций // Проблемы прогнозирования. 2003, № 5.
[34] Zysman J. Governments, Markets and Growth. Financial Systems and the Politics of Industrial Change. N.Y.: Cornell University Press, 1983; Allen F., Gale D. A Welfare Comparison of Intermediaries and Financial Markets in Germany and in the US // European Economic Review. 1995, No 39; Aoki M., Dosi G. Corporate Organization Finance and Innovation // V. Zamagni (ed.). Finance and Enterprise. L.: Academic Press, 1992.
Berglöf E. Capital Structure as a Mechanism of Control: a Comparison of Financial Systems // M. Aoki, B. Gustafsson, O. E. Williamson (ed.). The Firm as a Nexus of Treatises. L.: Sage Publications, 1990; Christensen J. L. The Role of Finance in National System of Innovation // B. A. Ludvall (ed.). National System of Innovation, Towards a Theory of Innovation and Interactive learning. L.: Pinter Publishers, 1992.