Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Альтернативы » №2, 2014

ЗА ЯСНОСТЬ В ПОНИМАНИИ РЕАЛЬНОГО ГУМАНИЗМА. ЗА ПРОЯСНЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ БУДУЩЕГО
Просмотров: 784

В умах людей мира, России особенно, проявляется запутанность в понимании истории развития общества, его прошлого и будущего. Кажется, что о будущем многие люди вообще не задумываются, предпочитая статус-кво.

А ведь уже в древние времена античные мудрецы рассуждали о будущем, о существовании гуманного общества, ставящего человека превыше всего. В V веке до н. э. Протагор утверждал: «Человек – мера всех вещей». А Аристотель под справедливостью понимал «недопущение непомерной наживы и крайней бедности».

Как же изменились люди за прошедшие тысячелетия – ведь для многих сегодня главное – иметь больше денег, стать богаче.

Гуманные идеи были присущи людям и в эпоху Возрождения и позднее. Сент-Экзюпери утверждал: «Только при гуманной интерпретации, ставящей во главу угла развитие и возвышение человека, может сбыться человек».

А я слышала, как незадолго до своей смерти Борис Стругацкий сокрушался: «Человек-творец вроде бы больше не нужен – гуманные идеалы ныне представляются утопией».

Однако Карл Маркс, признанный по результатам опроса ВВС 1999 года величайшим мыслителем тысячелетия, еще при жизни утверждал: «Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека», и говорил о гуманном обществе, как об обществе, достойном людей или РЕАЛЬНОМ практическом ГУМАНИЗМЕ ИЛИ КОММУНИЗМЕ с его первой фазой – социализмом.

Однако за многие десятилетия понятия социализма и коммунизма стали пониматься различно, примитивно, а то и искаженно. Достаточно вспомнить, что и Гитлер включил социализм в название своей национал-социалистической рабочей партии. А сколько сейчас в мире и в нашей стране существует социалистических и коммунистических партий с весьма разными программами и идеологиями? Нелегко подсчитать. Но как сложно в них разобраться людям!

Ныне нередко можно слышать и о «коммунистическом ГУЛаге», что, разумеется, является результатом сталинского наследия. Ведь не все до сих пор понимают, осознали роль «большого террора», затормозившего развитие истории, прежде всего в России, на долгий ряд лет сложной эпохи смешения идей и идеалов, присущих гуманизму и чуждых ему, антигуманных. Эпохи обмана, насилия, массового уничтожения собственного народа.

Для преодоления искажений и запутанности в терминологии целесообразно было бы отдельно говорить о реальном практическом гуманизме, внеся ясность в его понимание, как об основе прогрессивного развития общества людей, где свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.

Иными словами, РЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ – ЦИВИЛИЗАЦИЯ, В КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ВСЕХ И КАЖДОГО.

Разобраться в понятии реального гуманизма особенно важно ныне, когда в обществе потребления при умалении роли человека все больше поднимается роль вещественного богатства, денег, все очевиднее господствует культ наживы, отступление от гуманных идеалов.

На первый план выступает не самореализация человека, а его самоублажение.

Потребительское общество несет с собой деградацию человека разумного и разорение природы, земли. Пока это замечается далеко не всеми, но прозрение с каждым годом будет неизменно нарастать.

Ведь далеко не сразу замечаются людьми и правильно оцениваются даже крупные сдвиги и потрясения в истории, как это было в 1928–1953 годах в нашей стране, когда многие не до конца осознали роль «большого террора», затормозившего развитие истории, прежде всего в России, на долгий ряд лет.

Эта страшная эпоха до конца не понята и поныне, не сознана ее трагическая роль, ее многолетние страшные последствия не изжиты до сих пор.

И поэт-шестидесятник Роберт Рождественский будто ныне обращается к нам.

Как живешь ты, великая родина страха?

Сколько раз ты на страхе возрождалась из праха…

Мы учились бояться уже до рожденья

Страх державный выращивался как растенье.

И хочется ответить Р. Рождественскому, что страна наша в XXI веке обрела нового хозяина Земли русской и главное – любимое занятие для неширокого круга, но все же многих людей – обогащение любыми путями.

Но для большинства людей России есть один главный страх – как прокормить семью, как дожить до зарплаты. Приходится снова жить на страхе и подчинении.

Что страна наша занимает в мире далеко не первые места по производству и науке. В космос первой не летает, как когда-то, но по числу миллиардеров занимает первые места.

И все же страна наша, позже всех в Европе вышедшая из крепостничества, совершила невиданно дерзкий прорыв к гуманной цивилизации и в 20-е годы, в эпоху НЭПа, удивила мир бурными социальными переменами, успехами в экономике, науке, литературе… – своего рода Ренессансом и признанием многими деятелями разных стран, даже заявлявших, что «Россия – завтрашний день мира».

Будущий нобелевский лауреат Андре Жид писал в эти годы даже такое: «В наших сердцах и умах прогресс культуры мы связываем с СССР. И если бы СССР потребовалась моя жизнь, я бы тотчас отдал ее».

Но в 1936 году после вторичного посещения советской России он написал: «Ни в одной стране, кроме гитлеровской Германии, сознание людей так несвободно, угнетено, запугано, порабощено. Диктатура одного человека, а не диктатура пролетариата».

Своими искажениями социализма Сталин перечеркнул многие успешные гуманные начинания, преобразования в стране. Он испугал мир жестокостями своего «социализма». Но преподнес бесценный подарок капитализму, сделав его фактически безальтернативным уже многие годы…

И все же после войны и одержанной победы над фашизмом страна наша, освободив из ГУЛАГа миллионы достойных людей, снова подняла голову и, сделав рывок в науке, первой в мире вышла в космос. А после длительного погружения в трясину застоя снова обрела в себе силы войти в мир с новым мышлением – не враждовать со всем странами, а налаживать разумные отношения. Не нацеливать бомбы на города друг друга, а увеличивать здоровое население страны.

И эти короткие эпохи «оттепели» и «перестройки» поднимали и выпрямляли наших людей, подвигали их по пути к гуманному миру.

Борьба нашего поколения, воевавшего с античеловечностью фашизма, сменяется борьбой новых поколений с наступлением опасного для человечества потребительства. Борьба эта сложна и многогранна.

Опасность потребительства далеко не сразу всем заметна. Но ведь оно ведет к дегуманизации человека и к разорению природы, спасение которых – только на пути гуманной цивилизации.

Современный мир, находящийся под властью капитала, вызывает растущую враждебность между людьми с их многообразием интересов, обычаев, религий, Резко возрастает его закрытость, засекреченность. Ведь кто владеет информацией – владеет миром…

Миру гуманизма не свойственна закрытость, она не соответствует его сути.

И появление молодых людей (Ассанжа, Сноудена), борцов за открытый мир – закономерность. Их число и значение будет расти, появятся они и в России.

Задача людей, теоретиков и практиков, – помогать молодым вести борьбу за гуманный мир, против безрассудства культа наживы и тайн.

Потребительская цивилизация разрушительна уже потому, что относится к природе лишь как к источнику материальных ценностей и удовольствий, ведет к экологической катастрофе, о чем кричат ученые мира, в то время как цивилизация гуманная бережет природу, понимая, что жизнь людей зависит от бережного сохранения, равновесия.

Исключительно важна также защита высшей ценности – разума человека от опасности наступления массового внушения, о чем предупреждал еще Бехтерев.

«Бедная Россия, как не хватает тебе государственных мужей», – сказал Пушкин. Их не хватает не только России, но и всему человечеству. Они остро нужны. Их ждет человек разумный, ждет – не дождется. Ждет Земля подлинного доброго хозяина.

Дело за умами и человечностью.

 

Эльяшева Людмила Леонидовна,

к.э.н., педагог, публицист (С.-Петербург)

Архив журнала
№3, 2016№2, 2016№3, 2015№2, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба