Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум-online » №19-online, 2013
Светлана Игоревна Рыжакова
Институт этнологии и антропологии РАН, Москва
lana@mega.ru
Что такое студенческие корпорации и как их можно исследовать Мысль написать о студенческих корпорациях Латвии возникла у меня в середине 2000-х гг. Постепенно собирался материал, и вот, как кажется, сложился образ темы. Вместе с тем было и остается немало вопросов и сомнений. Во-первых, как описывать сообщество, не очень стремящееся к популяризации? В рассказе замечательного английского писателя П.Д. Вудхауза полицейского, осмелившегося зайти в клуб «Дроунс», мирно трапезничающие джентльмены закидывают булочками. Неважно, что он гнался за нарушителем общественного спокойствия: в английский клуб можно войти, только если ты — знакомый и гость одного из его членов. Тут действуют законы privacy, частного, практически семейного пространства, и возникает известная дилемма: если ты принадлежишь к сообществу, описывать многие вещи не можешь, не имеешь права, если же можешь писать, значит, не принадлежишь, не допущен к знанию внутренней жизни. Всякая корпорация, как и семья, как и клуб, — своеобразная «крепость»