Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Биоэтика и гуманитарная экспертиза » №5, 2011

Павел Тищенко
Человечество: фортуна, риск и игра (опыт эсхатологии)

Набросок не имеет отношения к черновику – чему-то предуготовленному к правке и переписке набело. Это особый стиль письма, дающий возможность мысли высказаться в целом в конечном движении речи. Конечного в том же смысле, в котором конечно движение брошенного мяча, набирающего высоту в момент броска и постепенно теряющего ее, падая на землю. Или конечно движение вспыхнувшей искры, стремительно вылетающей из огня костра, и прочертив траекторию, во тьме гаснущей. Совокупность набросков, оформленная в текст, предстаёт как запись микрокинематики мысли, её опробывающих движений. Получается что-то наподобие известных иллюстраций конвульсивных микродвижений глаза внешне неподвижно созерцающего объект, или записи, разорванного на множество, казалось бы, хаотичных опробывающих микродвижений, макродвижения целенаправленно действующей руки.Можно кокаином обездвижить мышцы, двигающие глаз, и установить его точно в направлении некоторого предмета. Глаз перестаёт видеть, но ...вероятно (именно за счёт потери зрения) человек начинает в этот самый момент мыслить – видеть невидимое – смыслы, понятия и др. мыслимые предметности. Кпримеру, в феноменологии роль кокаина, вызывающего «амеханию» – паралич чувственного взгляда, играют процедуры эпохе и редукции, создающие пространство созерцания эйдетической интуиции. Подобная постановка вопроса характерна (по крайней мере в принципе) для всей классической метафизики, разводящей «смысл» и «становление» или упаковывающей алогичность становления в логическую форму (как у Гегеля). Размышление в форме набрасывания набросков пытается сохранить устойчивость классического эйдетического взгляда в пределах элементарных опробывающих движений мысли (в пределах каждого из набросков). Однако, введя разрывы «между» отдельными элементарными движениями, оно намеревается алогически внесмысловым образом сохранить присутствие становления руки.



Другие статьи автора: Тищенко Павел

Архив журнала
№5, 2011№4, 2010№3, 2009№2, 2008№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба