Журнальный клуб Интелрос » Биоэтика и гуманитарная экспертиза » №5, 2011
Первый толчок в истории развития творческого материала заявленной темы произошёл почти 20 лет тому назад, когда мне прилет тому назад, когда мне пришлось столкнуться с логически непонятными фактами при оценке результатов обучающей психотерапии. Как врач-гастроэнтеролог и психотерапевт я организовал групповое обучение пациентов Ессентукского центрального военного санатория с научноисследовательской целью по собственной эклектичной технологии, основанной на модели позитивной психотерапии Н.Пезешкиана. Получил ожидаемые субъективные и объективно подтверждённые результаты в процессе пролонгированного наблюдения за здоровьем пациентов, которые были весьма довольны приобретением новых теоретических и практических навыков саморегуляции и конструирования моделей своего позитивного будущего. При совершенствовании метода позитивного обучения пациентов с использованием трансовых техник и состояний неожиданно выяснилось странное обстоятельство, которое не находило рационального объяснения. Детальные расспросы вдруг выявили, что какая-то часть участников обучения поступала совершенно обратно тому, чему учил их автор технологии, а позитивный эффект был таким же значимым, как и у «правильных» учеников. Парадоксальность ситуации заключалась ещё и в том, что пациенты в автоматически сформировавшейся подгруппе «непонятливых» учеников были уверены в правильности своих действий и искренне удивлялись, что их учили совершенно другим алгоритмам интуитивно-рациональной самокоррекции