Журнальный клуб Интелрос » Человек вчера и сегодня » Выпуск 5
Цель статьи – в обосновании того, что коммуникативные процессы являются устройством семиотической динамики, а современная растерянность перед натиском эффектов коммуникативного пространства есть следствие нашей приверженности оценивать взаимосвязь коммуникации и знаков в линвосемиотической традиции Ф. де Соссюра. Вместе с тем современная реальность технических средств коммуникаций, на которые возлагается ответственность за переживаемые деформации культуры, актуализирует концепцию семиозиса Ч.С. Пирса.
Проблема познавательной ситуации состоит в устойчивом представлении о том, что связь феноменов информации, коммуникации и форм знаков является самоочевидной, а сопоставление моделей этих феноменов есть дело скучное, хлопотное и схоже с возвратом к временам кибернетической моды. В сложившемся стереотипе упускается из виду два обстоятельства. Во-первых, синергетическая трактовка феномена информации принципиально отличается от всех кибернетических трактовок. Во-вторых, в лингвосемиотике знак оставался статичным в разнообразии коммуникативных процессов, тогда как в концепции семиозиса внимание сосредоточено именно на динамике форм знаков, но сами коммуникации не попадали в фокус исследовательского внимания. Иными словами, сложился круг эпистемологических ассоциаций: информация как некое сообщение; обмен сообщениями есть коммуникация; рецепция сообщения зависит от тезауруса субъекта коммуникации; субъекты порождают соотношения означаемых и означающих; знак фиксирует сложность этих соотношений; знак, оставаясь неизменным, обретает новые или утрачивает прежние значения в коммуникациях; появление новых технических средств коммуникаций приводит к тому, что в социальной действительности уже не остается вне-семиотических объектов; любое сообщение приобретает стоимость, что превращает социальную действительность в информационное общество. Круг ассоциаций замкнулся и стал привычным. Этот круг становится фундаментом для широкого спектра исследовательских направлений, итогом которых стали интереснейшие выводы о структуре манипулятивного воздействия на сознание человека, о «верчении» субъекта в разнообразных «поворотах», об «обществе зрелищ» и «обществе мечты», о «бизнесе в стиле шоу», о «мерцании знака» и тотальном ускользании смысла, о новом взлете радикального конструктивизма и новом «конце» всего – человека, истории, культуры, науки….